Историческое наследие в Кинешме ветшает и разрушается

18 апреля отмечается Международный День памятников и исторических мест.

В 1982 году Ассамблея Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО, установила праздничную дату с целью привлечения внимания общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Девизом международного праздника стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Кинешма обладает большим количеством культурных достопримечательностей, сохраняющих очарование старинного купеческого города. Некоторые дома в исторической части помнят многих великих людей, посещавших Кинешму в разное время, но, к сожалению, основная часть особняков требует реставрации.

Кинешемец.RU в преддверии международного праздника встретился с Ольгой Чистяковой, директором ООО «Кинешмареставрация», чтобы поговорить о существующих проблемах с культурным наследием в городе. У Ольги Игоревны огромный стаж реставрационных работ, уже 30 лет она восстанавливает здания, храмы, часовни, по старинным технологиям, в полном соответствии со всеми канонами оригинального строительства. Её команда специалистов приложила своё мастерство к множеству объектов культурного наследия XVIII-начала XX веков.

— Образование у меня строительное, начинала я свою карьеру в реставрационной мастерской, и буквально сразу же меня захватило это интереснейшее дело. Я начала повышать своё образование в данном направлении, много училась, обменивалась опытом с коллегами из других городов, делала всё, что могло бы помочь восстанавливать исторические памятники. А в самом начале 90-х решила, что пора отделиться от Ивановской реставрации и стать самостоятельными. Так в 1992 году появилась на свет организация «Кинешмареставрация». Самым сложным на тот момент объектом, по моему мнению, у нас была Благовещенская церковь, часть её была в руинированном состоянии. Мы произвели сложные реставрационные работы по воссозданию фундаментов, в этом месте довольно высокий уровень воды, поэтому он был значительно повреждён, затем полностью восстановили стены трапезной и кирпичные своды. Работы по воссозданию кирпичных сводов в новом исполнении мы производили впервые в России, до этого делалась имитация кирпичных сводов в целях ускорения реставрационных работ. С кирпичной кладкой тоже пришлось повозиться, большемерные кирпичи мы делали в ночную смену на ивановском кирпичном заводе, специально конструировали. Кладка вся выполнена на известковом растворе, не на цементном, как сейчас принято, — приоткрыла секреты мастеров Ольга Игоревна.

Реставрационные работы сильно отличаются от обычных строительных, основное правило — восстановить не просто облик, а полностью повторить ту, старую, технологию постройки, использовать только те материалы, которые применялись при первичном возведении, не добавляя никаких нововведений, только тогда исполненное можно считать отреставрированным, а не отремонтированным. «Кинешмареставрация» использует технологии Карла Иоганна Вильгельма Неймана, остзейского российского архитектора немецкого происхождения, творившего в конце XIX — начале XX веков на территории нынешней Латвии, историка искусств.

— Больше всего, конечно, реставрировали храмы. В Троицком соборе, например, делали главы, они были деревянными, мы их исполнили в кирпичном варианте. Работали в церкви Вознесения, Александра Невского, в Спасо-Преображенской, в церкви Рождества Богородицы в Батманах, всё и не перечислишь. Работы проводили на территории всей области, в Юрьевце, в Заволжске, Вичуге. В Юрьевце ещё в начале 90-х воссоздавали памятник деревянного зодчества — церковь Рождества Христова, перевозили её из Талиц, выполнен он был без единого гвоздя. Работали под руководством знаменитого профессора Александра Ополовникова, величайшего архитектора и реставратора, имя которого неотделимо связано с деревянными реликвиями России, памятник русского зодчества «Кижское ожерелье» творение его рук. У него очень многому научились, очень жаль было, когда церковь, воссозданая по его чертежам, внезапно сгорела, столько труда туда было вложено, а сам Александр Викторович погиб в автокатастрофе под Родниками, когда ехал посмотреть на то, что осталось от его «детища», — вспоминает Ольга Чистякова.

К слову, есть ещё много удивительного в замечательной профессии реставратора. Они не только помогают историкам, культурологам, археологам и другим соприкасающимся со стариной изыскателям, но и сами порой становятся первооткрывателями таинственного и неизведанного. Например, на территориях двух храмов Кинешмы — Троице-Успенского собора и Благовещенской церкви, есть подземные ходы, Ольга Игоревна рассказала, что в кафедральном соборе он идёт к Волге, к бульвару, а в Благовещенской церкви никто не проверял его длину и назначение, ввиду угрозы обрушения.

— У нас городе несколько лет назад создана волонтёрская группа под руководством протоиерея Димитрия Грудогло, которая занимается выявлением и восстановлением заброшенных храмов. В Обжерихе в храме Рождества Христова уже проходят службы, но работы ещё предстоит много, в Совках храм Николая Чудотворца пока законсервировали, чтобы дальше не разрушался, постепенно, думаю, восстановим. В Обжерихе у нас настоящее чудо произошло с одним волонтёром. Он на берёзе ветки спиливал. Дерево мы решили не рубить, а просто убрать нависающую над храмом часть, когда работу завершил, решил спускаться с пилой в руках и рухнул вниз, упал прямо на пень. Мы подходить даже к нему сначала боялись, думали всё, с такой-то высоты упал, а он ничего не повредил, ушибся только сильно, даже домой на машине сам поехал, кстати, пилу из рук не выпустил когда падал. Вот такие вещи происходят необычные, — с улыбкой рассказывает Ольга Игоревна.

Сегодня, по мнению Ольги Игоревны, реставрацией практически не занимаются. Только Русская православная церковь продолжает такую работу, город же довольно слабо двигается в направлении возрождения исторических памятников. Специальные программы у государства есть, но чтобы в них попасть надо долго и упорно добиваться внимания со стороны вышестоящего руководства, лоббировать интересы Кинешмы, а не ждать «подачек с барского плеча». Если городские чиновники не возьмутся активно за такую работу, то в будущем город может лишиться своего исторического облика.

— Конечно, реставрационные работы удовольствие не дешёвое, определить смету заранее невозможно, поскольку только в процессе становиться ясно какие точно необходимы действия и материалы. Но воссоздавать, реставрировать памятники необходимо, иначе они будут разрушаться всё сильнее и сильнее, затраты на восстановление, естественно, будут становиться с каждым годом больше, а в итоге памятник будет потерян. Могу даже пример привести — усадьба Севрюгова, в начале 90-х она ещё была в сносном состоянии и мы могли тогда её поднять, вернуть, воссоздать всю красоту старинного дома, а сегодня она в таком плачевном состоянии, что туда нужны многомиллионные вложения, такое городу уже не под силу. Тоже самое может произойти и с остальными памятниками, нужно обязательно заниматься этим вопросом, — считает Ольга Игоревна. 

В начале 2016 года состоялась презентация генерального плана Кинешмы, благодаря этому теперь застройка в историческом центре будет вестись точечно и в соответствии с архитектурными особенностями старинного городка. Нельзя будет возвести ни одно здание вне заданного архитектурного стиля, так несколько проектов уже были отклонены комиссией по охране памятников, членом которой является и Ольга Чистякова. Но застройка это одно, а реставрация совсем иное, сегодня в ней нуждается немалое количество зданий и церквей Кинешмы. Остаётся надеяться, что благодаря туристическому проекту «Кинешма купеческая» в город всё-таки поступят денежные вливания и работа по охране памятников перестанет быть только «бумажной», и начнёт воплощаться в отреставрированные здания.

Фото из личного архива Ольги Чистяковой.


РУБРИКА: Культура и история
Автор: Полина Галкина