28 марта 2024, 18:07 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Кинешемский театр юного зрителя открывает новый творческий сезон

Кинешемский театр юного зрителя открывает новый творческий сезон
Интервью с художественным руководителем.
14 августа Кинешемский театр юного зрителя имени Л.В. Раскатова открывает свой 22-й театральный сезон. О работе театра рассказал художественный руководитель театра Почётный работник культуры Ивановской области Владимир Александрович Баландин.

— Начнём с традиционного вопроса – как прошёл предыдущий сезон?

— Прошлый 21 сезон нашего театра прошёл очень плодотворно. Мы выпустили 16 спектаклей, открыли постоянную работу стационара. Теперь каждое воскресенье в 12 часов на сцене нашего театра идут спектакли для детей. Побывали на двух театральных фестивалях. На 7 Всесоюзном фестивале «Созвездие мужества» наш спектакль «Про добрый огонь и злое огневище» получил диплом первой степени, а на 4 Международном театральном фестивале для детей и юношества «Тарарам» за спектакль «Принцесса ниоткуда» получили диплом «За сохранение традиций». Выиграли грант городской администрации на тему «Социальная адаптация дошкольников и младших школьников».

— Ваш театр во многом своеобразен. Начиная с того, что он хозрасчётный. И в то время, когда многие театры жалуются на отсутствие средств, вы по сути являетесь инвестором в театральное искусство нашей области. Вы, как и государственные театры, создаёте спектакли, играете их для детей, но при этом государство не затрачивает ни копейки на ваше содержание.

— В этом я могу с вами согласиться. «Эксперимент», который продолжается вот уже 22 год, показал возможности выживания хозрасчётного театра. Его сильные и слабые стороны. Любой такой театр существует с ограниченным рынком сбыта, а значит, он должен возвращаться к своим зрителям с новыми и новыми спектаклями. И это произойдёт только в том случае, если театр интересен и высокопрофессионален. Он должен быть живым и подвижным. Моментально реагировать своим репертуаром на потребности зрителей. Тогда его будут брать – приглашать снова и снова. Наш театр вынужден существовать ещё в условиях конкуренции с государственными театрами – мы используем один рынок сбыта. Поэтому приходится придумывать новые формы работы, новые программы.
Кинешемский театр юного зрителя открывает новый творческий сезон фото 2
— Многих пугает слово «негосударственный». Даже представители областного департамента культуры сделали синонимом слова «негосударственный» и «непрофессиональный». Поясните, что это?

— «Негосударственный» — это значит не получающий от государства на своё содержание никаких средств. Наш театр имеет общественную форму собственности. То есть всё, что у нас есть, принадлежит фонду культуры «Россы». Наш театр – структурное подразделение фонда. А «непрофессиональный» по отношению к нашему театру — это выдумка наших чиновников от культуры. В Положении о театре, подписанном Дмитрием Медведевым, дано чёткое определение «профессионального» театра. Профессиональный театр – это театр, в котором актёры являются наёмными работниками и получают за свою работу заработную плату. Так что у нас профессиональный негосударственный театр с общественной формой собственности.

— Но ведь есть же какие-то законы, положения, помогающие выжить таким театрам, как ваш?

— Конечно, есть. Государство пытается упорядочить вопросы театрального дела в стране. Ввести систему взаимоотношений государственных и негосударственных театров, ответственность администраций за работу с такими театрами, но есть областные функционеры от театра, у которых своя точка зрения на все эти вопросы. Поэтому, если вы обратили внимание, ни одного нового профессионального театра в Ивановской области за последние 20 лет так и не появилось. Вернее попытки создать такие театры были, но все они разбились о нежелание областных чиновников взваливать на себя груз дополнительной ответственности. Ведь это очень большая работа. Надо помогать, координировать работу этого коллектива с другими предприятиями культуры, решать множество вопросов. Проще просто запретить работу такого театра. Выращивать росточек театрального предприятия — дело хлопотное. Ведь чего там говорить, до сих пор, а прошло уже 22 года нашей работы, чиновники областного департамента культуры считают наш ТЮЗ театром «второго сорта», недостойным существовать в театральной среде области. Несмотря на все наши победы на всероссийских, межрегиональных и международных фестивалях. Например, нам до сих пор запрещено участвовать в областной профессиональной премии имени народного артиста СССР Л.В. Раскатова. Да Бог с ней, с премией! Мы живой творческий коллектив. У нас, как у любого театра, есть свои взлёты и падения, возникает много вопросов, которые мог бы помочь решить департамент культуры, но… С директором Департамента удалось мельком встретиться пару раз за два года. У неё дела – ей не до нас… А вы говорите – положения...

— На Западе это проблема решена. Там ведь тоже работают в основном негосударственные театры.

— Это совсем другое. Насыщенность театрами городов Европы в разы больше, чем в России. Там театры появляются, закрываются. То есть идёт естественный процесс обновления театральной среды. У нас театры в основном государственные. И, как бы плох не был театр, его не закроют. Эту «мертвечину» будут подпитывать деньгами «на всякий случай». Вдруг придёт какой-то гений и поднимет театр. Вон, Товстоногов в Ленинграде поднял! Поэтому «государственные» театры даже не стремятся искать что-то новое – они даже не пытаются удивлять зрителей. Поэтому многие театры превращаются в филармонии. В них концертов показывают больше, чем спектаклей. Да и качество спектаклей не имеет значения. Спектакль показан – ну и слава Богу. Сворачивается работа по просвещению и воспитанию зрителя. ТЮЗы пытаются что-то сделать, но их, включая «негосударственные» театры, всего 43 на всю страну. Что они могут сделать? Это называется «кризис». Конечно, требуется театральная реформа. Но о ней уже десяток лет говорят, но воз и ныне там...
Кинешемский театр юного зрителя открывает новый творческий сезон фото 3
— Театр юного зрителя – это особая форма работы. Это, прежде всего, спектакли для детей и подростков. Каким же секретом вы обладаете, если вашему театру удалось выжить целых 22 года?

— Наш театр отличается от других тем, что это контактный театр. Или, иначе говоря, безрамповый театр. То есть зрители и актёры находятся рядом – в одном театральном пространстве. Живут одной жизнью. Сегодня одна из генеральных тенденций развития социально ориентированного театра, а ТЮЗ другим быть не может, — это театр участия. Зритель должен быть участником спектакля. Это требует от актёра совершенно другого способа существования, нежели в государственном «рамповом» театре, где зритель и актёр разделены пространством и каждый живёт своей жизнью. Актёр нашего театра должен владеть искусством импровизации, очень тонко оценивать состояние зрительного зала в каждое мгновение спектакля. Не выключаясь из роли вести диалог с любым ребёнком, которому захотелось что-то спросить или высказаться. Актёр нашего театра должен любить детей. И, конечно, быть мастером своего дела. Театральная школа у нас в стране таких актёров не выпускает. Мы их готовим сами в студии при театре. Все актёры, кроме основного учебного заведения, заканчивают нашу театральную студию. Если хотите, переучиваются, совершенствуются в профессии с учётом особенностей нашей работы. Поэтому каждый спектакль для нас – путь в неизвестное. Это очень интересно. Конечно же, нам помогают специалисты – педагоги, психологи, методисты города, Шуйского университета. Воспитатели и музыкальные работники детских садов, учителя школ. Мы учимся у всех, кому не безразлична судьба детей в нашей стране. Ну, и, конечно, специфический репертуар. Новый сезон будет отличаться от всех остальных тем, что мы начали новый проект «Социальная адаптация дошкольников и младших школьников средствами театра». На каждый элемент социальной адаптации будет написана пьеса и поставлен свой спектакль. Этот проект получил грант городской администрации. Мы уже выпустили по этому проекту четыре спектакля. Всего планируется десять. Ну и наш основной проект «Театрализация дошкольной и школьной программы», в котором мы выполняем заявки детских садов и школ по наиболее сложным темам образовательных программ. Мы хотим быть полезными и нужными – вот и весь секрет.

— Участие в фестивалях – это какое-то всеядное увлечение. Художественный руководитель театра «Современник» М. Волчек очень отрицательно высказалась о фестивальном буме в нашей стране.

— Всем известно, что загубленная система гастролей театров у нас в стране образовала вакуум, который очень быстро заполнили фестивали. Фестиваль тоже — прежде всего коммерческое мероприятие, когда проводящий его театр зарабатывает неплохие деньги. Участие в фестивале для любого театра достаточно дорого, но это даёт новые связи, договоры об обменных гастролях, возможность прорекламировать свои лучшие спектакли. Для нас участие в фестивалях – это возможность следить за театральным процессом в русле детских театров. Возможность обменяться опытом, проверить себя, сопоставив с новыми тенденциями развития. Театр – живой организм. Он всё время насыщен открытиями. Особенно детский театр. Начиная от самых маленьких зрителей (от 10 месяцев до 2 лет), которых обслуживает «Бэби – театр» — новое явление в театральном мире, со своей методикой, бесконечными возможностями. И кончая театром техногенным, фантастическим — с невероятными наворотами новых компьютерных возможностей. Для меня театр для детей – прежде всего актёр, несущий слово и действие. И интересный, захватывающий внимание малыша материал. Умный, дающий возможность понять и принять самые простые истины. Дающий возможность актёру в полной мере раскрыть свой талант. Это продолжение традиции мира русской сказки. Доброй, умной и занимательной. На фестивалях мы проповедуем этот путь. Дипломы фестивалей межрегиональных, всероссийских, международных говорят о том, что путь, которым мы идём, признаётся и принимается. Я считаю, что участвовать в фестивалях нужно.
Кинешемский театр юного зрителя открывает новый творческий сезон фото 4
— Почему вы не участвуете в кинешемских фестивалях?

— Это не наш формат! В детском спектакле государственного театра, я имею ввиду драматическое искусство, существует единственный критерий – заработок. Эти театры чаще всего не думают о воспитательной функции театра, о воспитании зрителя, о будущем театра. Они, предположим, ставят спектакли для детей от 3 до 12 лет. И с помощью администраций городов загоняют на них детей. Это, на мой взгляд, эстетский бандитизм. Ради сиюминутной наживы. Ребёнок, исходя из своего ступенчатого развития, на каждом своём этапе должен получать от театра продукцию, которую может освоить логически, эмоционально и эстетически. Если произошёл «недобор» или «перебор», то ребёнку театр становится неинтересен. И театр, таким образом, превращается в анти-театр, убивая своих потенциальных зрителей, обескровливая себя в будущем. У таких театров нечему учиться. И вся «крутизна» постановок – порой просто бессмысленная трата и средств, и времени. А этого нельзя допускать ни в коем случае.

И вот какой парадокс. Театр сегодня оказался в привилегированном положении — ни одно другое искусство не обладает таким арсеналом непосредственных контактов со зрителем. Именно театру доступен диалог с ним, влияние на него, сближение с ним. Сегодня это один из самых значимых коммуникативных инструментов. А, значит, театр в большей степени, чем какое-либо другое искусство, может претендовать на то, чтобы стать механизмом улучшения общества. Да, да, ни много, ни мало! И что мы видим на практике? Вот то-то и оно! И я думаю, что именно об этом надо помнить всем, кому не безразлична театральная среда нашего края.

— Мы поздравляем Вас с открытием нового театрального сезона и с получением высокой награды – звания «Почётный работник культуры Ивановской области». Новых Вам творческих успехов!

— Спасибо! Приходите к нам в театр! Каждое воскресенье в 12 часов!

Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

15 августа 2016, 14:32
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 2909
Уважаемые читатели Кинешемец.RU!
Комментарии на сайте проходят модерацию перед публикацией. Мы против цензуры в СМИ и уважаем мнения читателей, но будем вынуждены не пропускать комментарии, которые могут привести к серьезным последствиям для читателей.
Если вы готовы брать личную ответственность за своё мнение, то комментируйте новости в социальных сетях Кинешемец.RU: ТГ, ВК, ОК.
Спасибо за понимание.
Всего комментариев: 0
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код

Выбор редакции: