Кинешемский театральный фестиваль «Горячее сердце» открылся спектаклем «Мещане»

Режиссер Елизавета Бондарь представила их в современном прочтении.

V Международный фестиваль русской классической драматургии в Кинешме открыл Санкт-Петербургский театр юного зрителя им. А.А. Брянцева. 13 мая артисты представили спектакль по пьесе Максима Горького «Мещане», поставила который режиссер Елизавета Бондарь, чей предыдущий спектакль на сцене ТЮЗа – «Близкие друзья» стал номинантом престижных театральных премий «Золотой софит» и «Прорыв».


Известная пьеса была написана Максимом Горьким в 1901 году, но отголоски поднимаемых в ней тем и причины конфликтов между героями актуальны до сих пор. Конфликт поколений, тяжесть ощущения непонимания и непринятия среди родных людей, это и другие пороки, которые Горький раскрывает в своей пьесе, были ярко визуально представлены на кинешемской сцене.


Декорации спектакля приятно удивили своим масштабом и интересным исполнением. Видя современную обстановку на сцене и костюмы тех — давних времен, зритель, вероятно, начал задумываться: на чем будет основываться связующая нить этих времен, как же режиссер сможет соединить время мещан и время современного человека? Ответом на этот вопрос стал сам человек, его извечные думы о выборе, тяготы мыслей и конфликты, которые, как оказалось, не сильно меняются с течением времени. 

Вековая пыль, которая оказывается в воздухе при каждом движении актеров, вероятно, отражала остановившуюся жизнь у всех героев пьесы. Жители дома Бессеменовых в его стенах уже давно перестали жить, и изо дня в день они ходят по одним и тем же путям, выполняют одни и те же действия, ведут одни и те же разговоры за обеденным столом. Их жизнь циклична. Они осознанно не допускают ничего нового в свою «жизнь». 

Очень ярко был показан приевшийся чрезмерный инфантилизм детей супругов Бессеменовых, которых в достатке растили родители, а затем требующие от них, чтоб те не позорили их своим выбором как жить. Естественно, как в классике конфликта поколений — выбор детей был неправильным для старшего поколения. Только, как и показала режиссер в спектакле, в таких ситуациях нет правильного выбора и правых тоже нет. 

Ощущения нуарной, мрачной драмы и на долю секунды трагедии держали в напряжении на протяжении всего спектакля. Отвести взгляд от сцены было невозможно. 

Сюжеты с чтением писем стали одним из интересных элементов спектакля. Режиссер умело перевела проблемы героев в пьесе у Горького в мысли современного человека.


Елизавета Бондарь показала пьесу «Мещане» в современном прочтении. В постановочной группе ей в этом помогали художник по костюмам Леша Лобанов, композитор Николай Попов, художник по свету Дмитрий Зименко, шеф-драматург Сергей Давыдов.


РУБРИКА: Культура и история
Автор: Елена Наумова