Ольга Савченко: "Сильно беспокоят звонящие телефоны"

Интервью с лучшей актрисой юбилейного 120 театрального сезона Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского.
Гость редакции Кинешемец.RU — молодая актриса Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского Ольга Савченко. Любовь и узнавание местного зрителя пришли к ней после исполнения главной роли в нашумевшей рок-опере «Юнона и Авось», поставленной пару лет назад в Кинешме. В этом году артистку ждал успех не меньший. Сначала — приз за лучшую женскую роль на III Международном театральном фестивале «Горячее сердце». А под занавес сезона — еще и признание лучшей актрисой года! Кинешмец.RU не мог не пригласить такую талантливую и яркую девушку в гости.

— Ольга, поздравляем сразу с двойной наградой. Было предчувствие, что сезон станет настолько успешным?


— Нет, даже представить не могла. Решение жюри держалось в тайне. Но для меня это не первая награда. Приз для лучшей актрисы вручался мне еще в Ярославле, на молодежном фестивале театрального искусства. Мы нашим курсом показывали пластический спектакль в двух действиях. Вторая его часть состояла из этюдов по картинам художников XX века. В одном из них я играла девочку на шаре с полотна Пабло Пикассо. Вот такая необычная постановка...


— Раз зашла речь о студенческих годах, давайте вспомним, как Вы пришли в эту профессию?


— Несколько лет назад в Кинешемском театре работал замечательный режиссер Юрий Яковлевич Резниченко. Однажды я выступала на его юбилее. Он подошел ко мне за кулисами и пригласил в свою театральную студию. Так я и попала в театр. После этого он мне сказал: иди, учись, у тебя получится! Окончив школу, я с первого раза поступила в Ярославский государственный театральный институт. Училась на кафедре артистов театра кукол, но никогда не ощущала себя в этом амплуа. Все-таки больше тянуло к драматическому материалу, да и мастер у нас тоже тяготел к нему. Ставили мы в основном пластические спектакли и объездили с ними полмира. Были в Германии, Франции, Чехии, Латвии, Эстонии… Где мы только не были! Это — большой для меня опыт.

— Почему же вернулись в Кинешму? Не хотелось попробовать работать в каком-нибудь крупном городе?

— Хотелось, конечно, и были такие возможности. После получения диплома я попала в Санкт-Петербург. Устроилась в театр кукол. Однако через месяц ушла: уж очень маленькой была зарплата. Там же в Питере я начала делать собственный театр-шоу «Lumii», но по семейным обстоятельствам вернулась в Кинешму. Уже здесь узнала, что Кинешемский театр готовится к постановке рок-оперы «Юнона и Авось», пришла на кастинг и осталась, мне здесь понравилось.

— Как проходил кастинг?

— На нем присутствовали директор театра Наталья Викторовна Суркова и на тот момент главный режиссер Иван Иванович Соловов. Как раз велись поиски актрисы на роль Кончиты. Меня спросили, не хотела бы я попробовать? Там были и другие претендентки. Причем это были не только театральные люди, но и просто люди с улицы, скажем так. Попросили исполнить песни «Я тебя никогда не забуду», «Белый шиповник». Еще до утверждения на роль начала работать в театре, играла в сказках, и меня понемножку привлекали на маленькие роли в другие спектакли.

— Коленки не дрожали? Первая главная роль в большом спектакле, да еще в музыкальном?

— Честно, было не страшно. Я ведь раньше пела, не такие, конечно, произведения и не под такую музыку. И если бы не наши педагоги по вокалу — Светлана Юрьевна Фокина и Надежда Васильевна Долинина — я бы, возможно, не справилась. Это очень сложное произведение. В тот момент меня поддерживал весь дружный коллектив. А самое главное — с нами работали режиссеры, которые не позволяли сомневаться в наших возможностях. Это Иван Соловов и Роман Зареев.
— Ваше впечатление от работы с режиссером Иваном Солововым?

— Я его просто полюбила. Замечательный человек, очень большой профессионал. О работе с ним только самые светлые и теплые воспоминания. Я очень надеюсь, он еще что-то поставит у нас, вернется работать в Кинешму. Мы до сих пор с ним общаемся через интернет.

— Что по Вашей роли Вам сказал композитор Алексей Рыбников, когда приезжал в Кинешму на спектакль?

— Он не был многословен. Но, как мне показалось, находился под большим впечатлением от увиденного и, думаю, ему понравилось. Он приезжал вместе с супругой. Оба тепло отозвались о моей роли, сказали, что такой Кончиты еще не видели. (Улыбается.) Я была приятно удивлена их лестным отзывом. Потом мы были на гастролях в Москве, выступали в театре имени Маяковского. После спектакля подходили многие популярные артисты, смотревшие постановку, говорили, что им наша работа понравилась. И вообще отметили, что такой слаженный коллектив надо еще поискать. 

— Можно ли сказать, что «Юнона и Авось» — это «трамплин» в вашей профессии?
 

— Несомненно. Дальше пошли главные роли в других серьезных постановках. Я сыграла роль Полины в «Доходном месте». В «Острове сокровищ» получила роль Джимма. Пусть это и сказка, но я считаю спектакль серьезным. Я там играю, как уже сказала, мальчика. Мне вообще часто приходится вживаться в этот образ.

— В каких постановках Вас можно будет увидеть в ближайшем будущем?

— Пока это секрет. Мы готовимся к новому сезону, и всех тайн я Вам не открою. Скажу лишь, что мы работаем над постановкой «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Разумеется, буду занята в «Снегурочке» и «Ромео и Джульетте». 

— Что для Вас быть театральной актрисой? Это путь длиною в жизнь или переходный период к чему-то другому?
 
— Несомненно, это моя жизнь, и в другом я себя не вижу. Когда-то были сомнения после института. Признаюсь, учиться было тяжело. После окончания я задумывалась над тем, а нужна ли мне эта профессия? Наверное, у каждого выпускника театрального ВУЗа есть такие мысли. Когда ты приходишь на первый курс — ты считаешь себя самым лучшим артистом на свете. Но на последнем курсе ты себя уже артистом не считаешь вовсе, думаешь, что своим присутствием испортишь любую постановку. Такой парадокс, понятный только тем, кто учился. Но, когда я пришла в Кинешемский театр, поняла: это мое! Очень многое для артиста значит режиссер и коллектив. А он у нас отличный. В каждом городе, где бы мы ни гастролировали, нас принимают на ура. Во время фестиваля «Горячее сердце» ездили в Иваново, показывали «Доходное место». Спектакль идет долго, три часа, но ни один зритель не ушел! Полный зал!

— Тогда какую Вы можете дать себе оценку сейчас?

— Такую же, какую давала на выпускном курсе. У актера всю жизнь есть сомнения в себе, в своих возможностях. Без самокритики нельзя развиваться дальше. Это очень хорошее качество, которое постоянно толкает вперед.

— Кого Вы мечтаете сыграть на сцене?

— Я рада любой роли.

— Тогда, наверное, есть мечта попробовать себя в крупных столичных театрах? 

— Я не так давно работаю, чтобы ставить себе столь высокие планки. Всего три года. Пока у меня не было таких мыслей, потому что меня все устраивает здесь. К нам приезжают хорошие московские режиссеры. Они, кстати, оставляют лестные отзывы о нашей труппе. Говорят, что не каждый московский театр так работает, как наш. Много раз приходилось слышать на гастролях, что столичные артисты не столь искренне работают, как провинциалы. Не скрою, что хотелось бы сыграть в кино.

— Много времени приходится проводить в театре?

— Мы в нем разве что не ночуем. Хотя, бывает, что могут появиться свободные от репетиций деньки, но потом снова ты уходишь на целый день до позднего вечера. 

— Самое позднее, когда Вы возвращались с репетиции?

— К полуночи. Часто мы остаемся допоздна перед премьерой, чтобы все до конца проверить. Эта работа требует немало сил.

— Не можем не задать вопрос про «особого» кинешемского зрителя. Приезжие театры от него просто в восторге! Так что его выделяет на фоне остальной публики?

— Кинешемский зритель — это марка! Мы часто ездим на гастроли и видим разного зрителя. И всегда на один и тот же спектакль разная реакция. В Кинешме зритель нас всегда тепло принимает, дарит аплодисменты, мы его чувствуем и заряжаемся этим. Однажды приехали в Ярославль — на протяжении всего спектакля зал был «мертвым». Словно там никого и не было. Стояла такая невыносимая тишина! А потом люди встали, аплодировали. И ярославское руководство сказало, что местный зритель еще никого не провожал стоя. 

— Так бывает, что во время спектакля некоторые зрители выходят из зала. Не в туалет или буфет, а совсем… Вы обращаете на это внимание, сердце в этот момент не покалывает?

— Есть такие моменты. Иногда это сбивает, иногда не обращаешь внимания. Но это не так сильно беспокоит, как звонящие телефоны. Поверьте, на сцене их очень хорошо слышно. Представьте, что вы находитесь в определенном эмоциональном состоянии, и в этот момент начинает играть веселая песенка, звучит какой-то шансон. Естественно, такое выбивает. Потом трудно собраться, вернуть прежние эмоции, которые уже накопились.

— Нет такого артиста, который бы не забывал роль...

— Бывает. Бывает и со мной. Да даже вот на последнем концерте по случаю закрытия сезона я забыла слова песни «Опустела без тебя земля», хотя уже десятки раз ее исполняла, люблю ее и хорошо знаю. Но вот переклинило — и все. Но мы артисты, мы выкручиваемся. Надеюсь, это не сильно заметно. Один раз я на «Юноне и Авось» забыла испанский текст, уже хотела его на русском произнести. Как раз была пауза, и вспомнила слова только в самый последний момент. Забыть слова — это жесть!
— Вы упомянули про свой театр-шоу «Lumii». Что это такое?

— Во-первых, это мое хобби. Во-вторых, это мое детище. У меня работают артисты, которых я очень люблю. Они все мои друзья, все талантливые ребята. Например, с Антоном и Таней Копчинскими, Славой Митрониным мы еще и в драматическом театре вместе работаем. Но есть те, кто к искусству отношения не имеет, но хочет в нем развиваться. Как я уже сказала, своим шоу я начала заниматься в Санкт-Петербурге. Это особый город. Там очень распространено уличное искусство, и хотелось бы его принести к нам сюда, в Кинешму, чтобы люди видели что-то новое. Мы, например, делаем оригинальное световое и фаер-шоу. Сейчас уже чаще работаем за пределами Кинешмы, ездим в другие области.

— Дальнейших творческих успехов Вам, Ольга!

— Спасибо!


РУБРИКА: Культура и история
Автор: Василий Мальцев