24 апреля 2024, 11:44 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Общество и жизнь

Борис Гребенюков: «С афганской войны меня увезли «мертвым»

Борис Гребенюков: «С афганской войны меня увезли «мертвым»
Годовщине вывода Советских войск из Афганистана посвящается...

Завтра, 15 февраля, в Кинешме, как и во многих других городах, пройдет митинг, посвященный 29-ой годовщине со дня вывода советских войск из Афганистана. Участниками боевых действий стали 298 наших земляков. Накануне памятной даты, Кинешемец.RU пригласил к себе в гости одного из них. Майор запаса Борис Александрович Гребенюков прочувствовал ту войну, как говорится, по полной. Не раз принимал участие в боевых операциях, был дважды ранен, один раз «смертельно», получил за службу Орден Красной Звезды. Вспоминать о том времени он не любит, но все-таки кое-что нам рассказал.


— Как вы оказались на службе в Афганистане?
— Начну с того, что я из семьи военных. Сейчас династию продолжает мой старший сын, который тоже выбрал этот непростой путь. Родился я в Тбилиси. Там же поступил в высшее артиллерийское командное Краснознамённое ордена Красной Звезды училище, которое закончил в 1983 году. Выпустился лейтенантом и через несколько месяцев меня отправили в Афганистан.

— Вы уж знали какая там идет война, о ее масштабе, наших потерях?
— Узнали об этом, когда выпускников старших курсов с нашего училища стали туда отправлять. Но что там было, всех подробностей, мы, конечно, тогда еще не представляли. Мы больше знали о Фолклендских островах. На третьем курсе мы все писали рапорта о ускоренном выпуске и направлении в зону англо-аргентинского конфликта. Был такой романтический порыв, ехать помогать бороться за их независимость от Великобритании. Но об этом пришлось забыть, на четвертом курсе у нас уже пошла целенаправленная подготовка к войне в Афганистане. Мы были единственным военным училищем в Советском Союзе, специализирующемся на стрельбе артиллерии в горах. И из 350 человек с моего выпуска, 250 написали прямой рапорт в Афганистан.
 
— Вы тоже были в их числе?
— Меня среди них не было. Я должен бы ехать на Кубу, но так получилось «теплоход немного заблудился и я приземлился в Кабуле». Ну это шутка, вы меня поняли.
Борис Гребенюков: «С афганской войны меня увезли «мертвым» фото 2
— Ваши впечатления от первых дней пребывания в стране, где шла война? Вы ведь только закончили учебу.
— Огромного рвения у меня не было, если честно, хоть и был к этому готов. Понимал, что это мой долг. В тот период у меня жена вот-вот должна была родить. Она и родила, когда я находился там. Потом по радиостанции «Юность» сообщили, поздравили с рождением сына.
 
— Кем вы служили и где? 

— Я был разведчиком, корректировщиком огня. А попал в полк под Пули-Хумри. Шутка такая еще ходила, «если хочешь помереть в пыли, поезжай в Пули-Хумри». Там ветер был такой силы, что пыль стояла стеной, ничего видно не было на расстоянии вытянутой руки. Я командовал отдельным гарнизоном по охране дороги. Это было что-то наподобие блок-поста. На нас нападали, мы отбивались, участвовали в постоянных вылазках. 


— Свой первый бой вы помните?

— Я не люблю об этом рассказывать. Мало в этом интересного, занимательного. Страшно всем… Кто скажет, что на войне не страшно, не верьте. Это чушь… Страшно, когда в тебя стреляют, когда на тебя бегут с саблями. Мне был 21 год, когда попал на войну.


— Но все же, что больше всего запомнилось там?..
— Это был последний бой. Мой последний бой… Проводилась масштабная армейская операция в Панджшерском ущелье, которой командовал сам генерал Борис Громов. Наш 395 полк входил туда первым. Там стояла армия полевого командира Ахмад Шах Масуда, более 7 тысяч человек. За 20 минут боя мы потеряли 80 процентов личного состава полка. Вы не представляете, какая там была плотность огня. Сплошная стена из пуль.

— И чем закончилась та операция?
— Понятия не имею, меня от туда «мертвым» увезли.

— В смысле?
— В прямом. Меня буквально по частям собирали в четырех госпиталях после боя. Мы получили команду прорываться вперед. По нам пошел обстрел. Я увидел на скале гранатометчика и закрыл собой водителя, который управлял грузовиком с 20 солдатами в кузове. Снаряд разорвался рядом, разнес кабину, осколки изрешетили находящийся на мне бронежилет. Какое-то время я оставался в строю, продолжал командовать своими солдатами. А потом меня добил снайпер, пуля вошла в голову сзади и впереди вышла. На этом для меня все закончилось.
Борис Гребенюков: «С афганской войны меня увезли «мертвым» фото 3
— Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

— Слава богу жив остался, но частично потерял зрение. Из правого глаза достали 9 осколков. Не смотря на полученные ранения, службу оставлять не хотел, написал письмо министру обороны и меня направили дослуживать в военкомат в Ивановскую область. Сначала три года в Приволжске, а в 1987 году приехал в Кинешму. Так и осел здесь. Тогда город мне не был знаком, никого у меня тут не было. В 1996 году вышел на пенсию.


— Спустя годы, какую можете дать оценку войне в Афганистане? Нужна она была или нет?
— Как военный, я вам скажу, что для солдата война нужна. Еще Маркс писал, что армия, которая не воюет, превращается в большой бюрократический аппарат. Военный должен проходить боевую практику. В Афганистане мы обкатали весь офицерский состав. Какие бы учения не были приближены к боевым, они не дадут столько опыта, как настоящая война. Ты не поймешь, как увернуться от пули, если в тебя не стреляли. Вот, что я имею ввиду.
Борис Гребенюков: «С афганской войны меня увезли «мертвым» фото 4
— Но война — это трагедия, тем более на чужой земле…
— Да, мы находились на чужой земле, но тем самым защищали свою землю. Иначе бы американские ракеты уже в то время стояли на границе с Советским Союзом.

— Сейчас по Первому каналу идет сериал о событиях Афганской войны. Вы фильмы на эту тему смотрите?

— Не смотрю. Врачи не рекомендуют. А вот про Великую Отечественную войну люблю смотреть. У меня дома целая кинотека собрана. А про Афганистан нет желания. Это моя война и для меня она закончилась.


Митинг, посвященный 29-ой годовщине со дня вывода советских войск из Афганистана пройдет 15 февраля в 11 часов у мемориала памяти погибших в локальных войнах и боевых конфликтах, установленного в сквере на спуске улицы Фрунзе. Кинешемская городская общественная организация ветеранов Афганистана приглашает принять участие в памятном мероприятии ветеранов боевых действий, членов их семей, жителей города.


Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

14 февраля 2018, 17:45
Рубрика Рубрика: Общество и жизнь
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 3853
Уважаемые читатели Кинешемец.RU!
Комментарии на сайте проходят модерацию перед публикацией. Мы против цензуры в СМИ и уважаем мнения читателей, но будем вынуждены не пропускать комментарии, которые могут привести к серьезным последствиям для читателей.
Если вы готовы брать личную ответственность за своё мнение, то комментируйте новости в социальных сетях Кинешемец.RU: ТГ, ВК, ОК.
Спасибо за понимание.
Всего комментариев: 6
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код
 
+ -2 -

Мост - 15 февраля 2018 в 14:44

Цитата:

— Как военный, я вам скажу, что для солдата война нужна. Еще Маркс писал, что армия, которая не воюет, превращается в большой бюрократический аппарат.

Это точно, как в спорте, нет подготовки, нет результата. Звучит для уха не приятно, но в случае военного конфликта, такая боеспособная армия будет способна защитит страну.

Цитировать
 
+ 2 -

Андрей Алексеевич - 15 февраля 2018 в 13:49

— Как военный, я вам скажу, что для солдата война нужна. Еще Маркс писал, что армия, которая не воюет, превращается в большой бюрократический аппарат.

 

Это да, это правда. На днях в сети появились телефонные переговоры наёмных зольдат из ЧВК Вагнера. В Сирии смешали с [...]м порядка сотни ихтамнетов. Ну а куда же их ещё девать? Надо же как-то заметать следы.

Цитировать
 
+ 1 -

шелмимо - 15 февраля 2018 в 11:38

Большое спасибо Борис Александрович что боролись за будущее нашей социалистической родины. И не смотря на всё что произошло, не предали своих идеалов. Цитировать
 
+ 3 -

ВБД - 15 февраля 2018 в 10:15

Цитата:

— Но война — это трагедия, тем более на чужой земле…

— Да, мы находились на чужой земле, но тем самым защищали свою землю. Иначе бы американские ракеты уже в то время стояли на границе с Советским Союзом.

 

Так и хочется спросить у Бориса Александровича и чего наша страна добилась в итоге в Афганистане, по его мнению (оглядываясь на "гибридные войны") выводы были сделаны нашими военными чиновниками из той войны?

Хотя, видимо были, ведь "их там нет"...

А тебя так и хочется спросить - под чью дудку пляшешь и поёшь?wink

Цитировать
 
+ -4 -

Мореман - 15 февраля 2018 в 09:40

— Но война — это трагедия, тем более на чужой земле…

— Да, мы находились на чужой земле, но тем самым защищали свою землю. Иначе бы американские ракеты уже в то время стояли на границе с Советским Союзом.

 

Так и хочется спросить у Бориса Александровича и чего наша страна добилась в итоге в Афганистане, по его мнению (оглядываясь на "гибридные войны") выводы были сделаны нашими военными чиновниками из той войны?

Хотя, видимо были, ведь "их там нет"...

Цитировать
 
+ 14 -

семен - 14 февраля 2018 в 19:53

Я бы пожелал этому гражданину, все позабыть и жить дальще без войны и счастливо. Цитировать

Выбор редакции: