Бывший пилот из Кинешмы конструирует дома вертолеты

На таких он сотни раз поднимался в небо.
В прошлом 50-летний кинешемец Алексей Жуков командир экипажа боевого вертолета. Он отдал небу 10 лет жизни. Закончил службу в звании капитана и его давно ничто не связывает с авиацией кроме многолетнего хобби — стендового моделизма. Если раньше он собирал танки, корабли и прочую боевую технику, то теперь увлеченно создает модели реальных вертолетов, на которых когда-то летал сам. Пока в его коллекции их два: МИ-2 и МИ-8. Сразу поясним, собирает он не из покупных наборов, а каждую деталь конструкции самостоятельно изготавливает из пластика и подручных материалов.

Первые модели он начал делать из дерева еще в Саратовском высшем военном авиационном училище, в которое поступил в 1985 году сразу по окончании школы №19. После получения диплома летчика-инженера попал по распределению в Германию.


«Учился летать на МИ-2У, мы их называли «велосипедами», за то что они не особо капризны в управлении и «прощают» ошибки начинающим пилотам. Через 2 года пересел на МИ-8МТ. Вот почему у меня пал выбор на эти модели. Они мне хорошо знакомы и по-своему дороги», — рассказал собеседник. 

Признается, что за годы службы ни разу не попадал в серьезные форс-мажорные ситуации. После вывода Советских войск из Германии, его направили в полк под Ростовом-на-Дону. От участия в боевых действиях Первой Чеченской компании бог тоже отвел. А в 1995 году отдельный транспортный боевой вертолетный полк, где служил кинешемец, расформировали, а он был вынужден уйти по сокращению штата, чтобы получить достойное выходное пособие. 


Вернувшись в Кинешму, возникли трудности с работой. Года в этом плане были тяжелые. Удалось устроится в следственный изолятор на Шуйской, правда и там отработал недолго. Но это уже частная жизнь Алексея Жукова. Нас же к нему привело его увлечение. Вот о нем и поведем разговор.

Серьезно заниматься моделизмом он начал еще в молодости. Первые модели собирал из покупных наборов. Скоро у него скопилась внушительная коллекция разной военной техники. Однако, вся пластмассовая армия была «разгромлена» внуками, которым дедушка отдавал играть кораблики и танчики. Понятно, что те постоянно от них что-то отвинчивали, отламывали и отгрызали...

«В какой-то период собирать из готовых частей стало не интересно. И я решил попробовать сделать сам. Так появились полуметровый пассажирский лайнер ЯК-42, большой ледокол и тепловоз с вагонами. Выкроек тепловоза в интернете не нашел, поэтому отправился с фотоаппаратом на наш ж\д вокзал, сделал снимки с разных сторон и по фотографиям его собирал. Судьба этих поделок тоже печальна — их сломали внуки», — с улыбкой посетовал Алексей Владимирович. 

Пережил эти потери он по-военному стойко и приступил к новой работе, а именно к сборке вертолета МИ-8 длинной 65 см. Основным рабочим материалом служит пластик. Такой идет на изготовление рекламных щитов и прекрасно режется строительным ножом. 

«В интернете я нахожу подробные выкройки модели и по ним готовлю детали. Масштаб и пропорции я соблюдаю. Сначала собирается каркас, потом на него клеится корпус. Все неровности и рыхлины затираются наждачкой, швы шпаклюются. Далее подклеиваю мелкие детали: антенны радиостанции, пулеметы, блистера, топливные баки, бронеплиты и прочее. В ход идет все: трубочки от «чупа чупса», зубочистки, шприцы. Самое сложное — подогнать и установить выпуклые стекла. Вот с ними приходится повозиться. Если на стекло попадает капля суперклея, образуется пятно. Поэтому нужно быть осторожным», — делится он тонкостями своего мастерства.
Еще одна сложность в работе с такими моделями — добиться жесткости и прочности конструкции. Она получается достаточно громоздкой и тяжелой — важно, что бы не сломалась от прикосновения и переноски. Согласитесь, было бы очень обидно, ведь на изготовление МИ-8 у Алексея Жукова ушло более полугода. Потому и внукам уже в руки его не дает, а убирает повыше на шкаф.

Следующую модель МИ-2, которая вышла раза в два меньше МИ-8, он сделал за 2 месяца. Говорит, дело не в размере, а в опыте. Набил руку и ошибок стало меньше.

В ближайших планах — взяться за создание модели крупнейшего в мире российского транспортного вертолета МИ-26. Уже прикинул, выйдет метровой длины. Но родные попросили «перекурить», жалуются на пыль и мусор, которые в большом количестве образуются в процессе работы с пластиком. Но вот долго ли усидит конструктор без любимого занятия? Сам он на этот вопрос лишь загадочно улыбается...


РУБРИКА: Общество и жизнь
Автор: Василий Мальцев