В Кинешме нашлись потомки пропавшего без вести бойца

Внучатый племянник Ивана Яковлевича Черепанова очень рад хорошему известию.

В середине мая Кинешемец.RU опубликовал заметку о поиске родственников пропавшего без вести в 1942 году Ивана Яковлевича Черепанова. В мае 2016 года на местах боёв 1942 года андреапольским поисковым отрядом «Подвиг» имени С.В. Морозова Тверской области было обнаружено санитарное воинское захоронение двадцати советских солдат из состава 1117 стрелкового полка 332 Ивановской стрелковой дивизии. При расчистке и извлечении останков найдено несколько «смертных медальонов» с хорошо сохранившимися и читаемыми записями. Текст одной из них и содержал сведения о нашем земляке.


Публикация всколыхнула многих горожан, люди интересовались, рассказывали знакомым, а те друзьям друзей. «Сарафанное радио» работало бесперебойно, но поиски затруднялись тем, что на современных картах улицы Кирочной, указанной в сохранившемся медальоне, не существует. Активисты предполагали даже возможную ошибку в написании и высказывали варианты с улицей Кирова, но всё оказалось гораздо проще, и к слову, именно название стало определяющим для найденного потомка.

В последних числах мая в редакцию сообщили о найденном внуке воина-кинешемца. Кинешемец.RU незамедлительно созвонился с отыскавшимся родственником и попросил об интервью. Семён Александрович Черепанов согласился на встречу и даже предложил посетить место, где когда-то стоял дом, упомянутый в смертном медальоне.

— Сам я внучатый племянник Ивана Яковлевича. Внук его родного брата Семёна. Живу в Нижнем Новгороде и здесь бывал не часто, пока были живы мои отец и брат. А сейчас мама приболела, она одна осталась и я приезжать стал регулярно, так что можно сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Рассказали мне первыми о поисках Черепановых соседки, но я как-то не принял всерьёз, мало ли в Кинешме людей с такой фамилией, хотя в нашем районе других нет, я интересовался. А на следующий день пришла, кто она мне получается? Двоюродная внучатая свояченица… Как-то так. Родная сестра Павлины Николаевны, жены Ивана Яковлевича, Вера Николаевна, по мужу Агалакова. Живёт она рядом, я с детства её знаю, но никогда не думал, что она родственница. Сейчас ей 88 лет, но она в прекрасной форме, очень активная, боевая. Она и рассказала, что ищут нас, — увлечённо рассказывал Семён Александрович.

Павлина Николаевна, продолжал свой рассказ потомок героя, век свой доживала в городе Нерехте, что в Ярославской области и умерла всего два года назад, но ветка Ивана Яковлевича, к сожалению, угасла, детей у пары не было. Первым звоночком, зацепившим внимание внука, стало отчество — Яковлевич — у его родного деда-то такое же, а потом Семён Александрович, решил про улицу у мамы спросить. И оказалось, что улица Кутузова и дом №74, в котором до сих пор проживают потомки бойца, и есть тот самый дом, а точнее участок 56, по улице Кирочной, носившей ранее именно такое название. Старый дом, в котором родился сам Семён Александрович, и откуда в далёком 1941-м ушёл на фронт его двоюродный дед, простоял до 1961 года. В середине минувшего века произошло переименование улиц и перенумерация домов, так и не стало в Кинешме улицы с названием Кирочная. А старожилы помнят, что например, соседняя с улицей Кутузова, улица Аккуратова была раньше Моховой, как в Москве, да и Кирочная до сих пор есть в Санкт-Петербурге.

— Родился я в старом доме, в том самом, откуда и Иван Яковлевич на фронт отправился, он стоял на этом же участке, рядышком. Помню в нём были венские стулья с гнутыми спинками и венецианское окно на кухне, это когда на несколько долей разделена рама и они все равные. У меня даже фотография сохранилась рядом со старым домом, где я на лошадке. Честно говоря, я немного ошарашен такой новостью и очень-очень рад. На самом деле я до сего дня и не знал, что у деда был брат, как так случилось, пояснить не могу. По маминой линии всех знаем, кто на войне был, всегда гордились ими, а вот об этой страничке свой семьи я, к своему стыду, и не ведал. Дед немногословен был, да они все молчунами были, кто с войны возвращался, отцу ничего не говорил, а тот, как следствие, мне ничего уже рассказать не мог, не знал. Но я очень горжусь, что мой дед, пусть и двоюродный, нашёлся и приложу все силы, чтобы поехать на торжественное захоронение останков, — восторженно и немножко сбивчиво от волнения рассказывает Семён Александрович.

22 июня 2016 года исполнится 75 лет со дня начала самой страшной и кровавой войны в истории России — Великой Отечественной. Легендарный полководец Александр Суворов говорил: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат!», а раз до сих пор энтузиасты, занимающиеся поисками на местах сражений, находят останки павших за родную землю воинов, значит мы уже три четверти века продолжаем воевать.

По сию пору многие потомки погибших защитников Родины не знают, что случилось с их отцами, дедами или прадедами, не представляют, где земля приняла погибшего, не имеют возможности прийти на его могилу и, поплакав, очистить слезами душу перед павшим предком. В 71-м победном мае 2016 года на одного пропавшего без вести кинешемца стало меньше, за что стоит сказать: «Огромное спасибо!» андреапольскому поисковому отряду «Подвиг» имени С.В. Морозова Тверской области.


РУБРИКА: Общество и жизнь
Автор: Полина Галкина