Ирина Овчинина: «Кинешемскую «Снегурочку» нужно возить по фестивалям и гастролям!»

Интервью с постоянным членом жюри фестиваля «Горячее сердце».
Перед Новым годом спектакль Кинешемского драматического театра им. А.Н.Островского «Снегурочка» посмотрела Ирина Овчинина — доктор филологических наук, профессор Ивановского государственного университета, не первый сезон работающая в жюри фестиваля «Горячее сердце» в Кинешме. Поговорить об увиденном мы решили после новогодних праздников.

— Ирина Алексеевна, как Вам спектакль?

— Время – это хорошая проверка. Прошло более трех недель, но до сих пор не потускнело общее впечатление о спектакле. Вспоминаются отдельные мизансцены. Очень понравилась тональность спектакля. Но сразу договоримся: мы ведем речь не о той «Снегурочке», которую написал Островский. Это совсем другая «Снегурочка», о которой мы спорить не будем. Многие современники драматурга отмечали новаторство и высокую художественность «весенней сказки», но талантливое произведение не всегда имеет счастливую театральную судьбу. Большинство попыток поставить сказку не увенчалось успехом. Театровед Н.Е.Эфрос отмечал, что «Снегурочке», действие которой происходит в доисторическое время в некоем царстве Берендея, присуща мягкая, неуловимая поэтичность, тогда как театру необходима определенность. По мнению Эфроса, нечто среднее между фантастичностью и реалистичностью удалось найти в 1900 году А.П. Ленскому, поставившему пьесу на сцене Нового театра. А вот в МХТ «Снегурочка» в постановке К.С.Станиславского, с избыточностью изобразительного начала, вольным обращением с текстом, можно сказать, провалилась.  Как неудачной оказалась и первая постановка в мае 1873 года в московском Большом театре.

И когда я узнала, что Кинешемский театр начал репетировать «Снегурочку», поначалу насторожилась. У меня были серьезные опасения. Эту пьесу очень сложно ставить. Мне показалось, что режиссер постарался выделить наиболее важные аспекты, на которые и откликнулся зритель. У Островского жанр обозначен как «весенняя сказка», жанр пьесы на сцене Кинешемского театра — «романтическая поэма о любви». И действительно, основная линия спектакля — любовь. На протяжении действия звучит музыка, песни, многое решено средствами пластической выразительности. Спектакль во многом экспериментальный. Но и Островский писал экспериментальную сказку!

— Кого-то из актеров можете выделить?

— На сцене чувствуется ансамбль, а где есть ансамбль — хочется говорить об актерах в целом. Я не могу не отметить Вячеслава Митронина (Лель), Элину Манапову (Снегурочка), Антона Копчинского (Мизгирь). 
Что еще интересным показалось в постановке? Вообще Островский называл «Снегурочку» «мечтами старости», «задушевным» произведением. Он мечтал о справедливом социальном мироустройстве, о демократическом царе (Берендей— артист Андрей Мисюра), достаточно умном и деликатном правителе, пекущемся о своем народе. И рассуждения о Берендеевом царстве зрителями воспринимаются очень хорошо. В этом мире, мире берендеев, ничто не должно нарушать ход времени и порядок вещей. Царь не остается равнодушным к той драме, которую переживает Купава (Ольга Савченко). Купава идет к нему за защитой, когда ей изменяет Мизгирь. Отступления от принятых норм жизни в Берендеевом царстве жестко наказываются. Царь поступает беспощадно, но его решение — это необходимость. 

В спектакле очень хорошо была передана неземная, холодная красота Снегурочки. Неслучайно она — порождение леденящего Мороза и Весны. Из-за нее парни ссорятся, Мизгирь изменяет Купаве, Купава страдает от измены, Лель — от равнодушия. Всем плохо. Такая красота вступает в конфликт с обществом, что и показано на сцене. Но тяжело и самой Снегурочке, ей хочется испытать чувство, о котором все говорят. В спектакле удачно, на мой взгляд, сплетена мифология славянская с мифологией советской. И это соединение сделано предельно корректно, без глумления, без пародийности и ностальгии. Действительно, у многих зрителей есть ощущение чего-то утраченного. Главное, чтобы, цитирую Островского, в сердца людей не проникала «сердечная остуда». А поскольку Снегурочка по природе своей имеет двойственное начало, она погибает. Замечу, что в сцене гибели Снегурочки в спектакле мне не хватило выразительности. Хочу отметить игру Андрея Мисюры в роли Берендея, «жестокий романс» в исполнении Антона Копчинского, а песня «А снег идёт» прозвучала в сцене, где зрителя действительно окутывала красота, русская красота!
— Как Вы оцениваете спектакль? Можно ли, на Ваш взгляд, его вывозить на гастроли и фестивали?

— Не только можно, но и нужно возить «Снегурочку» по фестивалям и гастролям. Не все воспримут этот спектакль. Я даже слышала такое слово по отношению к самой постановке, как эклектика. Но для меня все было органично. 

РУБРИКА: Культура и история
Автор: А.Воронов