В Кинешемском театре зрителям рассказывали сказки

Во Всероссийском фестивале для детей и юношества «Здравствуй, сказка!» приняли участие семь театров.
Вот уже в четвёртый раз подряд в Кинешме проходят фестивали, в небогатом и небольшом провинциальном городе, где и населения всего около восьмидесяти тысяч. Казалось бы, какие здесь фестивали? Небогатые жители города в поисках зарплаты уезжают или в Москву, или в Петербург, ну до театра ли им? А они любят театр. Если бы не было душевного и отзывчивого зрителя, не было бы и никаких театральных праздников. А у нас что ни год, то фестиваль: то Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце», то Всероссийский театральный фестиваль для детей и юношества «Здравствуй, сказка!». Вот и сейчас театр без единой копейки государственных денег подарил малышам праздник – встречу со сказкой.

На фестиваль приезжали семь театров из трёх городов России. Было привезено семь фур декораций. Фестиваль посетили около пяти тысяч зрителей. На нём работали три члена жюри, 185 человек из разных театров, в том числе 90 артистов.

По традиции открывал фестиваль спектакль хозяев. Это была премьера «Острова сокровищ» по знаменитой повести Роберта Льюиса Стивенсона. До последнего времени в репертуаре Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского не было спектаклей для подростков – только спектакли для малышей и для взрослых любителей театрального искусства. Теперь этот недоч`т исправлен. Об «Острове сокровищ» в Кинешме думали уже давно, ещё бывший главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств России Иван Соловов мечтал поставить спектакль по Стивенсону. И вот спектакль выпущен.

Режиссёр-постановщик спектакля Алексей Серов уже работал с этим материалом – в прошлом году «Остров сокровищ» в постановке Серова был выпущен в Московском губернском театре под руководством народного артиста России Сергея Безрукова. Столичный театр помог Кинешме выпустить свой спектакль. У нас работала та же команда, что и в Москве: художник-постановщик Марсель Калмагамбетов, художник по костюмам Софья Матвеева, композитор Александр Овчинников, режиссёр по пластике Владимир Беляйкин. А цеха театра были загружены чуть ли не круглые сутки. Например, чтобы сделать корабельную мачту, москвичи заказали её сторонней организации и работали над ней восемь месяцев, а в Кинешме силами самого же театра мачта была готова через считанное количество недель. Было сшито огромное количество костюмов (персонажей в спектакле больше двадцати, и у каждого несколько переодеваний) и обуви. И это всё, за очень небольшим исключением, изготовили театральные цеха. Отдельно нужно сказать о ружьях, мушкетах и саблях. Что-то из них изготавливалось опять-таки силами театра, что-то искалось и заказывалось буквально по всей России.

Инсценировку повести «Остров сокровищ» написал режиссёр. У него роль Джима Хокинса играют два персонажа. Джима–мальчика – Ольга Савченко, Джима–молодого капитана, который и рассказывает эту историю, и зрители проживают все приключения вместе с ним – Вячеслав Митронин. Миссис Хокинс, мать Джима, в очередь играют Наталья Грошева и Анна Росс. Колоритен Билли Бонс в исполнении Андрея Мисюры. Этот же артист играет Мерри. Надо сказать, что в спектакле многие актёры играют по несколько ролей.

Спектакль получился масштабным, ярким, с огромным числом декораций. Всё начинается, как у автора, в гостинице «Адмирал Бенбоу», сюжет все знают, а вот финал режиссёр решил немного изменить. Деньги, золото, сокровища никого не сделали счастливым. Ради этих богатств люди убивают людей. Деньги этого не стоят – такова главная мысль спектакля. А потому в финале Джим и вся команда отказываются от несметных сокровищ, которые такой ценой не нужны отважным и честным людям. «Приключение в двух действиях» — такой жанр обозначил режиссёр спектакля.

На следующий день фестиваля Московский новый драматический театр привёз на фестиваль спектакль «Все мыши любят сыр» по пьесе Дюлы Урбана. Спектакль поставил художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Вячеслав Долгачев. Художник-постановщик спектакля Маргарита Демьянова. Декорации в спектакле сделаны огромные, с точки зрения мышей так и должно быть. Стол почти во всю высоту сцены, стул, на который мыши с трудом вскарабкиваются по ножке, гигантские головки сыра, бидоны и прочее. Всё не для удобства мышиной жизни. А история, рассказанная в этом спектакле, о том, что нет разницы, какого ты цвета. Неважно, белый ты или серый, важно, какая у тебя душа. Вот об этом актёры талантливо играют и поют.

Задорные мышки, не боящиеся ленивого вальяжного кота (артист Сергей Бредюк), но одинаково любящие сыр. В спектакле много музыки, песен, актёры играют задорно, видно, что спектакль им самим нравится и они получают большое удовольствие. Оказалось (мир тесен, и театральный мир – особенно), что свою карьеру Вячеслав Долгачев начинал в Кинешме, именно здесь, только ещё в старом здании театра, Долгачев поставил свой первый спектакль – «Пеппи Длинный чулок» — в далёком уже 1975 году. Вячеслав Васильевич долго бродил по старым улочкам Кинешмы и с удовольствием вспоминал то время, когда в городе можно было купить, как это тогда называлось, «лошадь дров».

Русский духовный театр «Глас» из Москвы привёз на фестиваль спектакль «Сказочный мир Корнея Чуковского». Постановка театра рассчитана на активное вовлечение в спектакль детей, актёры играют с залом, загадывают загадки, задают вопросы, а затем постепенно переходят к стихам дедушки Корнея.

Не в первый раз в Кинешму на театральные праздники приезжает Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького. Они уже были здесь на первом и втором фестивале «Горячее сердце» и приехали на детский фестиваль с удовольствием. Нижегородцы привезли спектакль «Кот в сапогах». Постановка театра одновременно и похожа на то, что когда-то написал Шарль Перро, и в то же время не похожа. И Принцесса в спектакле не вполне настоящая, какая-то Принцесса-Недопринцесса, и Людоед в исполнении заслуженного артиста России Сергея Блохина не столько страшен, сколько обаятелен. Кинешемская детвора буквально влюбилась в этого Людоеда. А он заразил зал с первых же минут появления на сцене своим очарованием. Он пытался выдать себя за Принца, да вот беда – Людоед может превратиться в Принца только внешне, а внутренние качества, так же, как искусство игры на скрипке, оказывается, не поддаётся колдовству.

Костромской государственный драматический театр имени А.Н. Островского тоже не в первый раз приезжает на гостеприимную кинешемскую землю. С прошлого фестиваля «Здравствуй, сказка!» костромичи увезли главную награду – приз «Лучший спектакль фестиваля». На этот раз костромской театр привёз сказку того же автора И. Уральцева «Молодильные яблоки». Сказка эта тоже с этаким «вывертом», здесь всё не так, как полагается быть в традиционной сказке. Баба Яга совсем не злая, она помогает героям, потому что герои к ней относятся с добром и лаской, а доброе слово, оказывается, не только кошке, но и Бабе Яге приятно. А Змей Горыныч и Кощей Бессмертный, если не умеют вести себя прилично и воспитанно, так и не добьются руки и сердца Царевны. Будут препятствия у Ивана, как это и положено в сказке, но всё закончится так, как и должно заканчиваться – добро неизбежно победит к всеобщей радости малышей.

Ивановский областной драматический театр привёз на фестиваль спектакль по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена «Самая капризная принцесса». Спектакль озорной, с массой режиссёрских находок (режиссёр спектакля Ирина Зубжицкая), с большой массовкой (семнадцать персонажей). Тут и фрейлины, и разбойники, и свинки, и элементы цирка с номером по распиливанию ящика с живым человеком, и вставка (для взрослых зрителей) из шекспировских «Ромео и Джульетты» с прямым цитированием текста.

А Ивановский музыкальный театр привёз в Кинешму спектакль по мотивам русских народных сказок «Машенька и медведь» (не путать с известным мультфильмом). Актёры, как это и полагается в музыкальном театре, много поют. В этой сказке отрицательный персонаж Лиса, от неё всё зло. Но добрые, а их значительно больше (Дед, Ворон, Медведь), к удовольствию малышей, обходят все хитро придуманные рыжей плутовкой каверзы, и финал, как и положено, у сказки счастливый.

Московский детский музыкальный театр «Экспромт» решил не экспериментировать и привёз на фестиваль в Кинешму свой проверенный временем спектакль «Али-Баба и 40 разбойников». Режиссёр постановки заслуженная артистка РФ Наталья Тимофеева решила обыграть эту восточную историю так, что пассажир самолёта попадает в иное временное пространство и видит происходящее много столетий назад своими собственными глазами. Спектакль большой, в двух актах, и чего тут только нет – и пещера с сокровищами, и верблюд по кличке Изюм, от которого ребятишки были просто без ума, и много другого. А в финале, возвращаясь в наше время, актёры переоделись в членов экипажа самолёта. Была ли рассказанная история выдумкой или случилась на самом деле? Кто знает?

Вот и всё. Восемь дней пролетели стремительно. Очередной кинешемский фестиваль закончился. Но так не хочется говорить: «Сказка, до свидания!». Лучше сказать: «Здравствуй, сказка! Через два года мы снова ждём тебя!».


РУБРИКА: Культура и история
Автор: Александр Воронов