Владлен Кудрявцев: «Клим Ворошилов» объединяет разносторонних детей Кинешмы

Интервью с основателем единственной в Ивановской области студии стендового моделизма.

Почти семь лет в Кинешме, на базе Центра внешкольной работы, существует студия стендового моделизма «Клим Ворошилов» — единственное детское объединение в Ивановской области, где развивается это интересное направление. Работы воспитанников круглый год участвуют и побеждают на Всероссийских выставках и конкурсах. Все это время с ребятами увлеченно занимается педагог Владлен Кудрявцев. Недавно он стал еще и руководителем ЦВР.


Кинешемец.RU поздравил его с этим назначением, но главное поговорил о работе знаменитой студии.

— Владлен Михайлович, буквально на днях стало известно о вашем назначении на должность директора Центра внешкольной работы. Поздравляем! 

— Спасибо. Это большое доверие от руководства города и управления образования. Какие планы на новом посту? Приоритет, как и прежде — развивать техническое творчество. Наверное, будем осваивать новые современные направления, связанные с робототехникой и 3D моделированием.


— Свою любимую студию стендового моделизма не бросите?
— Я очень просил при назначении на руководящую должность сохранить мне часы в студии, чтобы не загубить наш уникальный кружок. К сожалению, пока не обзавелся приемником. Надеюсь, однажды, кто-то из наших сегодняшних учеников придет продолжать мое дело. Помощник мне бы не помешал. 

— Удивительно было узнать, что кинешемская студия стендового моделизма единственная в Ивановской области. Расскажите, как она появилась? 
— Давайте начнем с того, что такое моделизм? Может быть кто-то не знает. Это точное воссоздание различной техники в уменьшенном масштабе с использованием уже готовых фабричных заготовок, в основном из пластика. Мы их с ребятами своими руками собираем, красим. К сожалению, до 2015 года в городе не было объединения, где бы этим занимались. Именно тогда меня пригласили в ЦВР, так как многие знали о моем увлечении. Я в тот период работал совсем в другой сфере, далекой от образования. Мне, разумеется, стало интересно, я же с 5 лет модели собираю. Студию открыли конкретно под меня. Сначала два года работал педагогом-совместителем, а потом затянуло и перешел на постоянную основу.
— А до этого 20 лет в милиции прослужили?
— Я вообще всегда военным хотел стать. Но после срочной службы мои взгляды на армию поменялись. Это было время развала СССР, наши вооруженные силы находились не в лучшем состоянии. Я служил в элитных войсках — водителем в отдельном батальоне авиационно-технического обслуживания. Но и там все было плачевно. По возвращению в Кинешму устроился в МВД, закончил высшую школу милиции. Несколько лет работал инспектором по делам несовершеннолетних. А уходил на пенсию уже руководителем дежурной службы города. 

— Тогда откуда у вас страсть к собиранию моделей?

— У меня папа был творческим человеком, он хорошо рисовал, увлекался резьбой. Правда, моделизмом никогда не занимался, но первую модель в 5-летнем возрасте я собрал с его помощью. В детстве у меня было много интересов, посещал радиотехнический кружок, художественный, ходил в спортивную секцию. И никто меня не заставлял этим заниматься, всегда был интерес. А к стендовому моделизму он сохранился на всю жизнь, это стало частью моего досуга. Я ведь и по сей день этим занимаюсь, после работы сажусь за стол, конструирую. Так я отдыхаю. На моем счету не одна сотня моделей. И тяга к этому не ослабевает.

— У кого-то может сложится мнение, что стендовый моделизм — это просто. Нужно лишь купить набор, набраться терпения и склеить уже готовые детали по образцу. Так ли это?
— Это все обывательские разговорчики. Некоторые ошибочно считают, что сборка моделей сродни сборке конструктора Лего. Но все гораздо сложнее. В наших моделях порой до тысячи не похожих друг на друга деталей. И все их надо еще довести до ума: зачистить от швов, прочих ненужных элементов. Иногда, это настоящая ювелирная работа, требующая выдержки, усидчивости, внимания. К тому же, мы работаем со специальными инструментами — ножами, бокорезами, надфилями, кистями, разными видами клея и краски. А еще занимаемся аэрографией, фототравлением. Прежде чем сесть за модель, мы с ребятами ее обсуждаем, тщательно изучаем прототипы, их историю, технические характеристики, читаем литературу. Таких нюансов в нашей деятельности очень много. Поэтому когда говорят, про «купил набор и склеил», меня это обижает.

— Расскажите про студию? Кто в ней занимается, сколько человек посещает?
— К нам ходят ребята от 9 до 17 лет. Всего тридцать человек. Есть несколько девочек. При этом наши моделисты умудряются совмещать занятия с посещением других кружков. Кто-то дополнительно занимается в художественной школе, ходит в бассейн, на самбо… Очень разносторонние дети, но с ними интересно работать. 
 

— А название студии «Клим Ворошилов» как родилось?

— Одной из первых диарамных работ нашей студии был танк «КВ» — Клим Ворошилов, которую сделал Степан Люсов. По ней и дали название, оно прицепилось, всем понравилось. А та работа Степана, кстати, у нас до сих пор хранится. Сам он уже вырос, теперь в Питере учится. Вот такая история.

— Если кто-то захочет привести ребенка в студию, примите?

— По поводу занятий можно обратиться в любое время. Мы размещаемся по адресу: ул. Щорса, 68, в микрорайоне «Автоагрегат».


— А есть в Кинешме еще взрослые, кто увлекается моделизмом? 

— Не скажу, что много, но такие есть. И в Кинешме и в Заволжске. Со многими общаюсь, пересекаемся на различных мероприятиях. Но в целом, в Ивановской области моделизм не так развит, как хотелось бы. Единственная детская студия, как вы правильно заметили, находится в Кинешме. В соседних регионах с этим лучше. В Нижнем, Костроме, Владимире — по нескольку студий. Мы с ними плотно общаемся, дружим. Нас, вообще, в России прекрасно знают.


— Чем полезен стендовый моделизм для развития детей? 

— Во-первых, ребенок в историю окунается. Занимается настоящей поисковой работой, когда собирает материал про свои будущие модели. Во-вторых, учится работать руками. По сути, моделисты — это маленькие «левши». Они месяцами могут одну работу делать, то есть развивается мелкая моторика рук. Ну и в нашем деле никуда без творчества. Ведь дети у нас еще и художниками становятся, осваивают технику аэрографии, с кисточкой учатся обращаться. Мы же сами расписываем свои модели, вплоть до самых крохотных деталей.

— Наверное, это очень дорогое увлечение? Наборы не дешевые...
— Это так, но мы зарабатываем все сами. Ребята регулярно участвуют в выставках, побеждают, а там всегда отличнейшие призовые фонды, дарят шикарные импортные наборы. У многих дома по нескольку коробок лежит, до сих пор не распакованы. Поэтому, мы тратим только на расходники — краски, клей. 

— Какова судьба моделей?

— После того, как она готова, у нее начинается новая жизнь — может год перемещаться по выставкам. А потом дети их домой уносят, кто-то себе на память оставляет, кто-то друзьям дарит.


— В феврале пройдет кинешемский межрегиональный слет стендового моделизма «Волжский прорыв». Что это будет?
— Мы проводим его раз в 2 года. Первый, напомню, состоялся в 2020 году. Планируется, что он будет проходить в период со 2 по 5 февраля в Городском доме культуры. Пользуясь случаем, приглашаю всех, кто занимается моделизмом, в том числе и в Кинешме, принять в нем участие. Электронная регистрация уже открыта. Это будет действительно грандиозное событие. Подтвердили участие моделисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Ханты-Мансийска, Нижнего Новгорода, Химок, Владимира, Мурома. Обязательно будут и другие. Часть работ уже нам прислали. А вот за какими-то работами мне еще предстоит отправиться лично. Например, у коллег из Ханты-Мансийска нет возможности их отправить по почте. Так, что уже в заботах. Предстоит выполнить огромную организационную работу.

РУБРИКА: Образование и молодёжь
Автор: Василий Мальцев