Интервью с начальником психологической лаборатории ИК-4 Романом Ивановым.
– Роман, расскажите о себе, как вы пришли в профессию? Какое учебное заведение закончили?
– Добрый день. Мне интересна была психология как наука в целом, поэтому после службы в армии я задумался о получении высшего образования. Поступил в Современную Гуманитарную Академию по специальности «Психология».
– Расскажите, почему вы решили работать именно в УИС?
В 2019 году поступил на службу в ИК-4, где работаю по настоящее время. Я считаю, что работа психолога в УИС дает огромный практический опыт и позволяет развиваться психологу — как специалисту.
– Роман Михайлович, расскажите о психологической службе в уголовно-исполнительной службе. Каковы ее основные задачи?
Психологическая служба УИС России зародилась в конце советского периода и прошла путь от чисто диагностической функции до сложной, многоуровневой системы, которая решает задачи как исправления осужденных и их ресоциализации, так и поддержания психического здоровья работоспособности сотрудников УИС. Основной задачей является психологическое обеспечение и сопровождение лиц, отбывающих уголовное наказание в учреждениях УИС, а также с личным составом (отбор, сопровождение, профилактика профессионального выгорания, посттравматических стрессовых расстройств).
– С какими категориями осужденных вы чаще всего работаете?
Исправительная колония строго режима. Содержаться лица, неоднократно судимые с опасным и особо опасным рецидивом. Также при учреждении существует участок колонии поселения, где содержаться осужденные за менее тяжкие статьи уголовного кодекса.
– Какие методы психологической диагностики вы применяете в своей работе?
Аудиовизуальная диагностика, где проводится оценка текущего психоэмоционального состояния, особенности внешнего вида, самочувствие, особенности поведения, речи, мимики, жесты. Углубленное психодиагностическое обследование в виде тестирования, также цветовой тест люшера и рисуночные тесты.
– Какие психологические проблемы чаще всего встречаются у осужденных, находящихся в местах лишения свободы?
Адаптация к местам лишения свободы, конфликтные ситуации, переживание за семью, детей и близких родственников, а также подготовка к освобождению.
– Как вы помогаете им адаптироваться к новым условиям жизни?
При поступлении в учреждении вновь прибывшие осужденные распределяются в карантин, где они отделены от основной массы осужденных. На данном этапе психологи изучают личное дело осужденного, проводят аудиовизуальную и углубленную диагностику на основе которых составляется индивидуальная программа психологического сопровождения осужденных. Также проводятся лекции на темы: адаптация к условиям изоляции, профилактика конфликтов и обучение приемам саморегуляции. Кроме того во время нахождения в карантине осужденных посещают все службы учреждения для решения различных вопросов таких как оформление документов (паспорт, полис), начисление пенсий, медицинское сопровождение, устройство на работу, обучение в школе и ПТУ учреждения.
– Как вы оцениваете готовность осужденных к законопослушному поведению после отбытия наказания?
На протяжении всего срока отбывания наказания с осужденными кроме психологов работают все службы учреждения. Осужденные имеют возможность получить как среднее образование в школе, так и профессию в ПТУ учреждения, посещать библиотеку, где собрана достаточная коллекция книг на различные тематики. В учреждении действует школа подготовки к освобождению, в рамках которой с осужденными проводятся лекции, направленные на адаптацию осужденного к законопослушному поведению.
– Что для вас самое сложное в работе психолога?
Сложно выделить конкретный аспект работы. Необходимо быстро реагировать на изменяющуюся обстановку как в учреждении в целом, так и при индивидуальном общении. Важно подобрать нужные слова при определенной ситуации исходя от психоэмоционального состояния осужденного.
– Были ли случаи, которые особенно запомнились или изменили ваш профессиональный подход?
Запоминаются положительные моменты, когда осужденные искренне говорят «спасибо» за оказанную психологическую помощь. Такие ситуации помогают психологу двигаться дальше, развиваться как специалисту в свое области.
– Как вы поддерживаете свое психологическое здоровье, работая с такой категорией?
Работа психолога несомненно откладывает отпечаток на психологическом здоровье сотрудника. Требует тщательного подхода с полной отдачей для достижения положительного результата, а также поставленных руководством задач. Помогает отдых в кругу семьи и друзей и спорт.
– Какие качества необходимы психологу для работы в уголовно-исполнительной системе?
Необходимо быть коммуникабельным, уметь подстраиваться под разные, даже самые сложные ситуации, работать с «холодной» головой.
– Что бы вы хотели пожелать коллегам в профессиональный праздник?
Я хотел бы поздравить моих коллег с этим праздником, пожелать успеха в нашей важной и сложной работе. Крепкого здоровья и неиссякаемого оптимизма. Пусть Ваши знания и опыт всегда приносят пользу и помогают людям.