В следственный отдел по городу Кинешма за 9 месяцев поступило 41 сообщение коррупционной направленности.
9 декабря 2003 году по инициативе Организации Объединенных Наций в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает государства, подписавшие его, объявить уголовным преступлением взятки, хищения бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Как подчеркнул в своём выступлении глава российской делегации, «Россия ведёт с коррупцией бескомпромиссную борьбу». Становление и развитие гражданского демократического общества предполагает широкое участие в борьбе с коррупцией общественных объединений, организаций, привлечение населения к содействию в выявлении фактов коррупции для «углубления понимания общественного факта существования причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз».
Следует отметить, что понятие «коррупция» является у нас, скорее, собирательным — от социального явления до правонарушения либо преступления — и поэтому требует более обстоятельного подхода. Понятие коррупции в юридической литературе определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражавшееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
— История коррупции прослеживается ещё с обнаруженных архивов Древнего Вавилона, в которых упоминается царь Лагаша Урукагина, реформировавший государство с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей. В древнеримских Законах XII таблиц понятие коррупция приобретает определение как подкуп кого-либо. На Руси официальные упоминания «о посуле», свидетельствующем о незаконном вознаграждении должностного лица (плата наместнику) при осуществлении им властных полномочий, содержатся ещё в Псковской судной грамоте 1397 года. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года описаны два вида взяточничества — мздоимство и лихоимство, — окунулся в историю руководитель следственного отдела по городу Кинешма следственного управления Следственного комитета РФ по Ивановской области Сергей Алексеевич Афёров.
С точки зрения истории борьбы с коррупцией интересен Указ Александра III «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях, а равно в общественных и частных кредитных установлениях», изданный 8 декабря 1884 года. Согласно Указу, гражданская служба высших должностных лиц признавалась несовместимой с участием в учреждении железнодорожных, пароходных, страховых и других торговых промышленных товариществ, а также общественных и частных кредитных ассоциаций. Кроме того, они не имели права исполнять обязанности поверенных в делах производственных и коммерческих объединений.
— Возвращаясь к дню сегодняшнему, отметим, что современное понятие коррупции включает исторически сложившееся социальное явление отрицательного поведения физического лица либо органа юридического лица (действие либо бездействие), которое совершается из корыстных побуждений путём злоупотребления властью в соответствии с имеющимися должностными полномочиями. В криминологической науке понятие коррупции наиболее точно сформулировано В.В. Лунеевым. Оно нашло воплощение в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. «Коррупция — это злоупотребление властью для получения выгод в личных целях», — рассказал Сергей Афёров.
Нельзя оставить без внимания международно-правовой аспект борьбы с коррупцией. Так, в Преамбуле к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года указано о необходимости проводить в первоочередном порядке общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. Для эффективной борьбы с коррупцией требуются расширение, активизация и надлежащее осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере.
В Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года коррупция означает «требование, предложение, дачу или принятие, прямо или опосредованно взятки или иной неправомерной выгоды или обещания таковой, которые искажают надлежащее исполнение получателем взятки, неправомерной выгоды или обещания таковой любой его (её) обязанности или отношения». В указанном документе, кроме того, говорится о необходимости регламентации во внутреннем законодательстве эффективных мер судебной защиты лиц, которые понесли ущерб в результате актов коррупции, обеспечивающих защиту их прав и интересов, в том числе получение компенсации.
Представляется, что приведённые международно-правовые нормы должны быть имплементированы в российское законодательство. Для принятия эффективных мер борьбы с коррупцией, кроме уголовно-правового воздействия, повсеместно должны действовать: система медиации (примирительное урегулирование коммерческих споров), бесплатные государственные юридические бюро при подразделениях Минюста России в субъектах Федерации, юридические клиники при юридических вузах, административные, уставные суды.
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В первую очередь необходимо назвать Федеральный закон «О противодействии коррупции». Нормативная база, закрепляющая основы противодействия и борьбы с коррупцией, продолжает развиваться и в настоящее время. Необходимо констатировать тот факт, что коррупция в России является системным явлением и эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических, правовых, социальных и информационно-пропагандистских мер.
— В организации профилактики коррупции должны принимать активное участие общественные образования в системе Следственного комитета Российской Федерации, органах прокуратуры, МВД России, других правоохранительных органах. Для связи с населением, получения дополнительной информации и участия граждан в предупреждении тяжких и особо тяжких преступлений, безусловно, важно привлекать пенсионеров названных ведомств, — считает Сергей Алексеевич.
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области проводится постоянная работа, направленная на противодействие коррупции, в целях эффективного взаимодействия правоохранительных органов, выявления, пресечения и предупреждения преступлений коррупционной направленности. Результативно осуществляет свою деятельность постоянно-действующая следственно-оперативная группа по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. В состав указанной группы входят наиболее подготовленные сотрудники областных следственного управления, УМВД, УФСИН, среди которых ряд руководителей отделов правоохранительных структур.
Необходимо отметить, что Следственным комитетом постоянно ведется работа в области совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции. Сотрудники Следственного комитета участвовали в подготовке и рассмотрении законопроектов по вопросам конфискации имущества по коррупционным преступлениям, введения меры уголовного наказания за преступления коррупционной направленности в виде кратного штрафа, конкретизации подследственности Следственного комитета по коррупционным преступлениям, связанным с получением и дачей взятки. Реализованы законодательные предложения Следственного комитета, направленные на предупреждение рейдерских захватов, разработаны методические рекомендации по применению норм главы УПК, предусматривающей привлечение к ответственности лиц особого правового статуса. Сформулированы конкретные предложения по использованию в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
— Так, в следственный отдел по городу Кинешма за 9 месяцев 2016 года поступило 41 сообщение коррупционной направленности, в 2015 году за тот же период поступило 28 сообщений рассматриваемой категории. По результатам рассмотрения поступивших сообщений о преступлениях анализируемой категории следователями СО возбуждено 35 уголовных дел коррупционной направленности (9 месяцев 2015 года — 17 уголовных дел) — рост количества возбуждённых уголовных дел составил более 51%. Произошло значительное сокращение преступлений в органах местного самоуправления, при значительном росте преступлений в органах Минздравсоцразвития и в государственных муниципальных учреждениях, — добавил С.А. Афёров.
В настоящее время следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области работа, направленная на выявление и расследование преступлений коррупционной направленности, продолжается.