Андрей Ромашов: «В Афгане думали, как выжить»

Снайпер из Кинешмы одним из последних покинул афганскую землю.
Ровно 30 лет назад 15 — го февраля 1989 года, советские войска завершили выход из Афганистана. Всего за 9 кровопролитных лет Афганской войны (1979—1989 гг.) участниками боевых действий стали 298 кинешемцев.

Один из них  — Андрей Ромашов, срочник — снайпер, покинул афганскую землю за две недели до окончательного вывода контингента советских войск.


Его судьба похожа на тысячи его сверстников. Андрей родился в Кинешме, окончил тогдашнюю школу №3 (ныне гимназия им.А.Н.Островского), ПТУ №13, устроился токарем на ДХЗ.

Повестку в военкомат он получил весной 1986 года и до отправки в войска успел пройти курсы в ивановском авиаспортивном клубе, где совершил три прыжка с парашютом.
Потом были шесть месяцев учебной дивизии ВДВ в г.Гайжюнай (Литва), той самой знаменитой 44-й учебной дивизии, которую в 1960 году формировал заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Василий Маргелов.

В учебной дивизии Андрей Ромашов получил специальность «механик — водитель БМД» и когда подошел срок выпуска солдат собрали в ленинской комнате, где некие люди сделали предложение, от которого сложно было оказаться — так в его документах появилась литера «А», а всего вместе с ним из роты в Афганистан отправились 11 человек.


«В Афганистан мы прилетели на ИЛ-76 в конце апреля 1987 года. Провели два дня в палаточном лагере на аэродроме, а потом был перелет в Кабул. Там привели в клуб и офицер пустил по кругу пачку фотографий с мест боевых действий, кадры были не для слабонервных. Такая психическая атака. Потом дали время на перекур, чтобы подумать. Кто не готов был остаться в Афганистане ждал борт назад в Союз и служба в других частях ВДВ», — вспоминает Андрей.
Таковых были единицы, большинство остались. Вот только служить кинешемцу пришлось не водителем-механиком. Уже на месте, в части медики определили, что с его 100% зрением можно идти в снайперы. И Андрей начал изучать тактику боя со снайперской винтовкой Драгунова (СВД), тренировать стрельбу.

Как и большинство его сослуживцев Андрей Ромашов не любит распространяться о том, чем в действительности занимался в Афгане. Ограничивается общими фразами: «сопровождали колонны», «прикрывали своих», «ходили в горы». Да, наверное, и не стоит выпытывать из него все, что там было, ведь война, она у каждого афганца — своя.


Не смог он ответить и на вопрос о том, осознавали ли они всю глобальность миссии, которую взял на себя СССР, какие мысли были головах бойцов, ежедневно рисковавших жизнью.


«Об этом не думали. Было ли страшно? Да. Врет тот, кто говорит, что не испытывал страха на войне. Главная мысль все полтора года в Афганистане была одна — выжить и ничего больше», — говорит кинешемец.
А еще вспоминает, что его афганское подразделение было интернациональным — бойцы были с разных республик СССР, в том числе, южных. Ребята знали язык, что было важно на земле Афганистана.

«Писать старался почаще. Как правило, скупые строчки, «все хорошо, ждите». Ведь все письма вскрывали в особом отделе, а потому не пооткровеничаешь, да и зачем родных тревожить», — рассказывает он.

В Кинешму Андрей Ромашов вернулся 1 февраля 1989 года — задержался на три месяца. К слову, женился он рано, еще до армии, но первой по пути от ж/д вокзала в центр, где жил, встретил маму, преподававшую в медучилище. Потом пошли домой, разбудили жену, которая два дня не спала, ходила встречать мужа на перрон.

Послевоенная жизнь воина-афганца пришлась на время распада СССР, тогда было не до воспоминаний хотя в первое время приглашали и в школы, и на предприятия. А после 1991 года время и вовсе было сложное — быстро нашлись те, кто об афганских годах начали рассуждать, как об ошибке тогдашнего руководства страны, были и другие крикуны.

Андрей Ромашов не замечает этих «оценок», потому что, давать их могут только очевидцы тех событий.


«Мы выполняли приказ Родины. Сейчас для многих такого понятия не существует, а о патриотизме такие люди и вовсе не подозревают. Не мне их судить, время все расставит по местам. А мы всегда будет помнить Афганистан и своих товарищей. Живых и мертвых», — считает Андрей Ромашов.

РУБРИКА: Общество и жизнь
Автор: Денис Комаровский