Вячеслав Моше Кантор: мир может стоять на грани краха системы ядерного контроля

Всегда актуальный вопрос.

Вячеслав Моше Кантор, филантроп, бизнесмен и общественный деятель, известен во всём мире целым рядом самых масштабных и важных проектов, посвящённых наиболее актуальным проблемам современности. Несмотря на то, что основную часть своей деятельности Кантор посвящает проблемам социальным, продвижению идей толерантности и борьбе с нетерпимостью, немаловажными он считает и вопросы глобальной безопасности – тем более, по мнению Моше Кантора, всё это связано друг с другом. 


Одной из крупнейших и важнейших его инициатив стало создание в 2007 году Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Экспертная площадка, объединившая специалистов по вопросам ядерного нераспространения и ядерной безопасности со всего мира, на сегодняшний день уже является признанной платформой для сбора и анализа информации по этой теме, одной из самых крупных и уважаемых неправительственных организаций, чья деятельность посвящена ядерной сфере.

Сам Вячеслав Кантор в интервью не раз признавался, что на момент создания Люксембургского форума считал ядерный вопрос недостаточно освещённым в средствах массовой информации и общественном дискурсе в целом. Всё потому, что за годы холодной войны человечество настолько пресытилось информацией о ядерной безопасности и ядерной угрозе, что сама проблема банализировалась и уже не вызывала ни интереса, ни беспокойства. А это, уверен Кантор, огромная ошибка. Сама угроза никуда не делась – более того, она становится всё более актуальной с каждым годом. Не говоря уж о том, что за десятилетия изучения этого вопроса и продвижения режима ядерного нераспространения прийти к безъядерному миру международное сообщество так и не смогло. 

Эксперты Люксембургского форума во главе с Вячеславом Моше Кантором решили изменить это отношение к ядерной угрозе и вновь актуализировать её, одновременно занимаясь максимально полным и беспристрастным анализом вопроса, сделать обсуждение ядерной безопасности открытым и независимым. 

Кризис стратегической стабильности

Самая недавняя конференция Люксембургского форума, посвящённая наиболее актуальным и наболевшим вопросам ядерной сферы, состоялась в начале мая в Риме и прошла под названием «Контроль над вооружениями: бремя перемен». Тему для конференции подсказали сами события: эксперты под руководством Вячеслава Моше Кантора обсуждали будущее режима ядерного нераспространения, а также возможности для контроля над ядерным вооружением после того, как мир останется без Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и, возможно, истечёт срок Договора о СНВ в 2021 году. 

Вяче6слав Моше Кантор в своём выступлении прямо назвал ситуацию в сфере ядерного контроля кризисом и отметил, что принципы стратегической стабильности, державшиеся несколько десятков лет, на сегодняшний день переживают настоящую эрозию. Различных вариантов того, как именно выйти из кризиса, множество, отмечает Моше Кантор. Что же касается причин, то они известны. Это не только крах ДРСМД и смутными перспективами продления Пражского Договора СНВ, но и множество незавершённых задач – прекращение ядерной программы Северной Кореи, выход США из иранской ядерной сделки, в то время как сам Иран уже объявил о том, что возобновляет обогащение урана, а также в целом обостряющимися разногласиями между ведущими державами. Всё это, убеждён Кантор, в целом и приводит к разрушению прежних принципов как региональной, так и глобальной стабильности, на которых держалась глобальная безопасность и режим ядерного нераспространения на протяжении многих лет.

В сравнение Вячеслав Моше Кантор привёл ситуацию с движущимся эскалатором, неумолимо едущим вниз: просто для того, чтобы оставаться на месте, уже требуется предпринимать усилия, ведь любое замедление грозит «скатыванием» вниз. Как отметил Моше Кантор, специалисты Люксембургского форума как раз заняты поиском решения того, как можно по этой движущейся лестнице попасть наверх.

Какими будут ракеты

Грядущий в августе крах ДРСМД – одного из ключевых договоров, в своё время обеспечивший ликвидацию целого класса вооружения, — заставляет экспертов прежде всего рассматривать последствия этого эпохального события. Как пояснил Вячеслав Кантор, эксперты форума в своей аналитической работе разобрали множество вариантов того, как дальше будет развиваться эта ситуация. Одним из самых мягких, уточнил Кантор, специалисты видят вариант с размещением в странах НАТО и России только неядерных крылатых ракет. Однако есть и куда более суровые прогнозы, которые не исключают полномасштабной гонки вооружений и развёртывания комплексов с баллистическими и крылатыми ракетами, которые будут оснащены ядерными боезарядами.
Особенно беспокоящей выглядит ситуация в свете того, что через два года истекает срок действия Договора о СНВ, и перспективы новых договорённостей или продления существующих пока туманны. Вячеслав Моше Кантор напомнил, что США выступили с предложением заключения новых договорённостей, на этот раз многосторонних, с привлечением, в частности, Китая. Однако сам Моше Кантор не видит особенного успеха у этих предприятий: мало какие страны согласятся ограничивать свой военный потенциал, да и системы контроля над исполнением таких договорённостей в многостороннем порядке практически нереализуемы.

Однако, как отметил Моше Кантор, сам переговорный процесс по этому вопросу может стать благом и принести позитивные изменения. Переговоры по таким договорам могут длиться несколько лет, в то время как все стороны процесса стараются не выходить за рамки уже достигнутых прежде договорённостей и не провоцировать других участников, чтобы не оказаться на «плохом» конце финальной сделки. 

Старый или новый договор?

Речь о продлении действующих договорённостей или достижения новых особенно актуальна в вопросе СНВ-3 или Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, которое было подписано ещё в 2010 году президентом США Бараком Обамой и президентом РФ Дмитрием Медведевым. Особенная его актуальность в том, что на сегодняшний день, при крахе ДРСМД, СНВ-3 остаётся единственным действующим договором между двумя ядерными сверхдержавами, ограничивающим ядерное оружие и препятствующим гонке вооружений. Если срок его действия истечёт, и новые договорённости не будут достигнуты, это поставит мир в ситуацию, когда ядерное вооружение и наращивание военных арсеналов не будет ничем сдерживаться – что вполне реально может привести к новой гонке вооружений.

Как заявил Вячеслав Моше Кантор, в настоящее время до экспертов доходит информация о ведущихся переговорах на тему продления действующего СНВ-3 ещё на 5 лет, и эта информация встречается с осторожным, но оптимизмом. По мнению самого Кантора, пятилетняя отсрочка может быть выгодна обеим сторонам: этого времени будет достаточно для того, чтобы тщательнее подготовить новые договорённости. Кроме того, обе державы смогут поддерживать стратегическую стабильность, поскольку будут иметь информацию о вооружении друг друга. 

Другой вопрос, связанный с СНВ-3, а точнее, с новым договором ему на смену, касается Китая – а именно идеи США сделать договор многосторонним и вовлечь в него Китай. Сам Моше Кантор считает, что эта идея пока не реалистична и вряд ли будет реализована. Как пояснил Вячеслав Кантор, ядерный арсенал Китая и других ядерных держав и так значительно уступает США и России (эксперты утверждают, что две сверхдержавы в настоящее время располагают более чем 90% всего мирового ядерного арсенала), поэтому не пойдут на дальнейшее его сокращение. По мнению Вячеслава Кантора, оптимальным вариантом было бы сначала достигнуть окончательных договорённостей между россией и США, не «дожидаясь» других участников, а уже затем планировать расширение этих договорённостей или заключения новых с другими державами.

Важность договорённостей

О необходимости продления договора о СНВ-3 или заключения нового эксперты Люксембургского форума вместе с Вячеславом Моше Кантором говорят уже не первый год. В 2016 году, в ходе конференции, посвящённой подведению итогов года и достигнутых успехов, Вячеслав Моше Кантор отметил этот момент и попытки членов форума обратиться к главам ядерных держав с заявлением о необходимости этого шага. При усилении разногласий между странами и противоречивости ответов от США и России, вся ситуация вокруг договоров напомнила Вячеславу Кантору, по его словам, «гонку между вероятностью сотрудничества и катастрофы». Однако, как подчеркнул сам Кантор, разногласия между странами – это не повод прерывать диалог по теме ядерной безопасности, а напротив, самое время его возобновить и укрепить.

По мнению Кантора, отсутствие каких-либо договорённостей в сфере ядерного нераспространения и сдерживания неминуемо приведёт к новой гонке вооружений. По сути, без договора о СНВ, стратегическое наступательное вооружение выйдет из правого поля, и тем самым прекратится возможность контроля и надзора за его развёртыванием и наращиванием со стороны международных наблюдателей и мирового сообщества в целом. Одно из ключевых положений действующего Пражского Договора заключается в том, что, согласно ему, в год проводится до 18 взаимных инспекций, проверяющих его соблюдение, напомнил Моше Кантор. Если не будет договора, не будет мониторинга, не будет и реальной информации об арсеналах, которыми располагает та или иная страна. Самым ожидаемым в этой ситуации Кантор видит то, что противостоящие стороны будут преувеличивать арсеналы других стран и наращивать собственные в соответствии с этими преувеличениями, чтобы обеспечить себе возможность адекватного ответа. Всё это и есть путь к неконтролируемой гонке вооружений, подчеркнул Кантор, что особенно опасно в отношении ядерного оружия – самого опасного в мире.

Ядерный терроризм

Ещё одна сфера, где международное сотрудничество не просто желательно, но жизненно необходимо – это угроза ядерного терроризма и противостояние ей, считает Моше Кантор. В целом эта проблема стала очень актуальной как раз в начале 21 века, когда обострилась угроза терроризма как такового. Именно тогда, напомнил Вячеслав Кантор, эксперты как со стороны правительств, так и со стороны независимых организаций заговорили об угрозе попадания ядерного оружия и ядерных материалов в руки террористов. Более того, сами террористы не скрывали своей заинтересованности в соответствующих технологиях и материалах.

Несмотря на то, что за последние годы было предпринято множество усилий по обеспечению безопасности и разработке методов по недопущению подобного развития событий – причём как глобальном уровне, так и на региональных и национальных уровнях – угроза на самом деле не снижается и остаётся актуальной. Сам Вячеслав Кантор в этой связи всегда вспоминает изречение бывшего замминистра обороны США Грэма Элиссона, который заявил: нужно говорить не о том, смогут ли террористы предпринять ядерный теракт, а о том, когда и как они это сделают.

Эксперты Люксембургского форума также не раз поднимали на своих заседаниях и конференциях вопросы того, как и где террористы могут раздобыть ядерные материалы и технологии, а также разрабатывали различные сценарии противодействия этим угрозам. Как заявил Вячеслав Кантор, во многом ситуацию исправило бы создание на международном уровне глобальной системы контроля перемещения всех радиоактивных материалов, используя универсальные аппаратно-программные системы. Как пояснил Кантор, подобные технологии существуют и в России, и в США, однако для обеспечения безопасности на глобальном уровне необходимо их интегрировать и создать общую международную систему на общих же принципах.
Следующим шагом, заявил Кантор, должна стать более глубокая взаимная интеграция спецслужб и силовых ведомств, профильных министерств и экспертов из ведущих стран именно для противостояния терроризму. Как пояснил Вячеслав Кантор, это может быть исполнено в виде международного координационного центра или штаба, где бы на постоянной основе пребывали и работали представители всех стран. По мнению Моше Кантора, подобная совместная работа сильно повысила бы координацию и оперативность действий спецслужб по всему миру, особенно перед лицом реальной угрозы, когда она возникнет.

Предложения будущего

Как и всегда, итоговые выводы и предложения экспертов форума будут изложены в финальной декларации конференции, которая впоследствии попадёт на стол к главам государств и крупных международных организаций, занимающихся ядерным вопросом. Вячеслав Кантор же в ходе конференции напомнил, что в настоящее время на повестке дня стоит вопрос возможной угрозы самой системе ядерного нераспространения – а именно ДНЯО, Договора о нераспространении ядерного оружия. Обзорная конференция по нему состоится уже в 2020 году, и эксперты Люксембургского форума желают внести свою лепту в этот вопрос. 

По мнению Вячеслава Кантора, интеллектуальный потенциал участников конференции, прибывших в Рим со всего земного шара, достаточно велик, чтобы помочь осуществить прорыв в этом вопросе. 

«В условиях эрозии принципов стратегической стабильности принятие наших предложений должно послужить началу нового этапа противодействия краху контроля ядерных вооружений», — заявил Кантор. 

Источник: moshe-kantor.ru



РУБРИКА: Общество и жизнь