Женщинам за колючей проволокой в Кинешме тоже лечат душу

2 сентября в России отмечается День психологической службы уголовно-исполнительной системы.
В этот день в 1992 году Приказом МВД России № 305 было утверждено Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения. В прошлом году она отмечала 25-летний юбилей. 

В УФСИН России по Ивановской области впервые должность психолога была введена в 1995 году в ФКУ ИК-7. Сегодня в регионе трудится 36 высококвалифицированных специалистов. О своей профессии Кинешемец.RU рассказала начальник психологической лаборатории женской исправительной колонии №3 майор внутренней службы Марина Садовникова, которая работает в учреждении с 2000 года. А до этого она трудилась в обычной средней школе. 

«Так получилось, что я попадала под сокращение. Нужно было решать, что делать дальше и я пошла учится на психолога, о чем нисколько не жалею», — рассказала она.
Кабинет пенитенциарного психолога, наверное, одно из самых уютных мест в зоне. Здесь ничто не напоминает о том, на территории какого учреждения он расположен. Стены выполнены в мягкой для глаза желто-зеленной гамме, на экране большого плазменного телевизора демонстрируются картинки с живописными пейзажами, играет приятная, релаксирующая музыка. Поэтому осужденные сюда с удовольствием приходят. Никого насильно на разговор с психологом не тянут, это дело сугубо личное. Есть у человека проблема, боль на душе или камень на сердце — их всегда здесь добродушно встретят и дадут выговорится, «выплакаться». Со слов Марины Садовниковой, даже простого доверительного разговора вполне достаточно, чтобы осужденная вернулась в отряд с совсем другим настроением.

Бывают, конечно, и экстренные случаи, когда психологическая поддержка требуется человеку, который этого не осознает, а его поведение несет угрозу ему самому и окружающим. А еще есть группа осужденных, состоящих на профилактическом учете — они посещают психолога согласно составленному для них графика. При этом им предлагают самим выбрать вид занятия.

Разумеется, «слово» не единственный метод в работе психолога.  Кабинет оснащен уникальным оборудованием — СЗИТ-202 (светозвуковой импульсный терминал), по спецзаказу его доставили из Волгограда. Состоит прибор из светозвукового импульсного терминала и наушников, которые создают для пациента индивидуальное светозвуковое пространство, позволяющее ему расслабиться. Так же широко в своей работе психолог колонии использует песочную терапии и разумеется, различные формы групповых занятий. 

А когда Марина Садовникова только начинала осваивать новую профессию за забором с колючей проволокой, ее рабочее место выглядело совсем иначе.

«Когда я пришла, у меня был только стол и стул, а за стеной находился кабинет начальника воспитательного отдела. Естественно, что я много времени проводила в отрядах. Практически все мероприятия проходили там. Потихоньку нарабатывалась база, вся информация хранилась в бумажном варианте, компьютеров тогда еще не было. Отчеты и прочую документацию подготавливали на печатной машинке. А кабинет, примерно в том виде, который он сейчас, мне предоставили в 2012 году», — вспомнила она.
С ее слов, попадающих в колонию женщин больше всего волнует то, как их здесь примут. Часто они представляют места для отбывания наказаний совсем иначе, чем все обстоит на самом деле. Литература, кино и телевидение часто рисует мрачные картины быта осужденных, и задача психолога, в том числе, поменять этот негативный настрой, снизить порог тревожности, успокоить.
«Сотрудники психологической службы сопровождают осужденных с момента поступления в исправительное учреждение, помогая адаптироваться в новых условиях, и до момента освобождения всегда готовы прийти на помощь в самых разных ситуациях», — в заключение отметила Марина Садовникова.

РУБРИКА: Общество и жизнь
Автор: Василий Мальцев