В Кинешме увековечили память бойцов, умерших в госпиталях во время войны

На кладбище в «Сокольниках» установлены мемориальные плиты с именами ещё 21-го бойца.
Тысячи эвакогоспиталей по стране в Великую Отечественную войну самоотверженно спасали раненых бойцов. Даже статистика такая есть: больше 70% поступивших в госпитали раненых возвращались в строй, тогда как от немецких медиков — только 40%. В нашем городе и районе в войну было порядка 10-ти госпиталей. В нефронтовую Ивановскую область, где к 1944 году открыли 146 эвакогоспиталей раненые поступали по железной дороге в теплушках, и по Волге на пароходах. Областной МЭП-35 (местный эвакопункт) подчинялся Калининскому фронту, оттягивающему на себя кровопролитной обороной силы центральной группы немецких войск. Привозили раненых и с многострадальных ленинградского и волховского направлений. За один год войны более 200 тысяч раненых бойцов поступило в заботливые руки ивановцев. Многих бойцов, поступивших со страшными ранениями врачи не смогли спасти, несмотря на то, что им выпало выжить в бою. Кого-то не довозили и до госпиталя, многие ещё боролись за жизнь на больничной койке, но чаще всего тяжелобольные (по документам госпиталей Кинешмы) уходили из жизни через месяц-полтора.

Как и по всей стране, в Кинешме бойцов хоронили на ближайшем к госпиталям кладбище — «Межаки». После войны деревянные кресты на могилах обветшали, кладбище, как и во многих городах пришло в запустение. Нет, нельзя сказать, что это было беспамятство народа — ужасные годы бедствий, лишений, надо было пережить. Пришло время — имена умерших героев по всей стране внесены на могильные плиты, поставлены памятники (хотя захоронения зачастую остались возле бывших зданий госпиталей). Так и в Кинешме на кладбище «Сокольники» увековечены умершие в госпиталях — внесены на плиты 223 имени тех, кто был похоронен в «Межаках». И всё-таки пришла пора исправлять наши исторические «недо» — ещё очень многих погибших мы «не досчитали» по документам войны... 

Проверка в 2015 году по материалам сайта ОБД «Мемориал» списков умерших в кинешемских госпиталях привела к неутешительным выводам - имя 21 бойца не было внесено на памятные плиты на кладбище в «Сокольниках». Прошёл целый год с момента обращения в администрацию Кинешмы с просьбой увековечить имена — и, наконец, справедливость восстановлена: в ноябре 2016 года, спустя более 70-ти лет после смерти бойцов, администрация города сообщила, что имена 21-го героя, теперь выбиты на плитах и установлены на кладбище «Сокольники».

Среди них и наши земляки:

— Молчанов Владимир Алексеевич (Александрович), 1908 года рождения. Дата смерти — 23 апреля 1942 года. Место службы — Калининский фронт, стрелковый полк, сан. инструктор. Госпиталь № 1884 (химико-технологический техникум). Адрес родственников — Ивановская область, город Кинешма, Томненское шоссе, дом №8, квартира №2. Жена — Молчанова Е.Е.;

— Сперанский Василий Петрович – 1884 года рождения. Дата смерти — 12 августа 1943 года. Майор мед. службы. Начальник госпиталя № 3078, врач. Место службы — госпиталь № 3078 (городская больница № 1 города Кинешмы). Адрес родственников — Ивановская область, город Кинешма, улица 1-я Подгорная, дом №34, квартира №5. Жена — Сперанская Клавдия Ивановна. Внучка начальника госпиталя — городская больница № 1 — Буничева Лариса Михайловна, живет в Костроме с детьми и видела деда ещё живым. Правнучка — Марыкина Светлана Николаевна — ведущий специалист Отдела социальной сферы администрации городского округа Тейково;


— Груздев Иван Ефимович, 1903 года рождения. Дата смерти — 28 августа 1942 года. Калининский фронт, 1245-й стрелковый полк, сан. инструктор. Госпиталь № 1884 (химико-технологический техникум). Адрес родственников — Ивановская область, Родниковский район, деревня Сытьково. Жена — Груздева Мария;

— Яшелев (Яжелев) Василий Ефимович, 1920 года рождения. Дата смерти — 08 июня 1942 года. Место службы — Калининский фронт, 906 стрелковый полк, рядовой. Госпиталь № 1884 (химико-технологический техникум). Адрес родственников — город Иваново, улица Почтовая, дом №114/46. Дядя — Буколов С.С.

Конечно, уже нет в живых родственников многих солдат, которые умерли в госпиталях кинешемской земли. Так, отец 19-летнего ездового Константина Желудова из Москвы никогда не сможет увидеть имя своего сына на этой плите, как никогда не узнает он, что сын после ранения и контузии на Калининском фронте страдал от болей с 31 марта по 18 мая 1942 года…


Но когда-нибудь правнук или праправнучка одного из этих мужественных бойцов найдёт в электронных архивах запись документа о ранении своего прадеда или прапрадеда, и приедет в волжский город, ставший его последним приютом. Найдёт имя деда на памятнике, поклонится земле, в которую он лег, и заплачет.

«Запомнилось — пару лет назад в городе Иванове на кладбище у госпитального захоронения возле плиты с самой распространенной фамилией и надписью, каких в России миллионы, «Смирнов, рядовой, 1942», стояла пожилая женщина с четырьмя нарциссами и плакала. Её отец тоже умер в госпитале в войну, только в Польше, поехать туда дочь не могла из-за бедности — вот и нашла эту плиту дома, и всю жизнь ходит сюда плакать по родному отцу. Вот что такое война, память, потребность поклониться родному человеку, герою...», — поделился с Кинешемец.RU местный поисковик Юрий Смирнов.


РУБРИКА: Общество и жизнь
Автор: Кинешемец.RU