Виталий Травин: «Люди разучились работать»

Почетный гражданин Кинешмы - о том, что такое настоящая трудовая жизнь.

В гостях у Кинешемец.RU побывало немало интересных людей, поведавших читателям о себе и своих взглядах на те или иные городские проблемы. Разговоры были о живописи и культуре, о молодежи и спорте, о настоящем и будущем, но все без исключения диалоги прямо или косвенно затрагивали судьбу Кинешмы. Без родного города ни один из приглашенных не мыслит своей жизни. И это отрадно.


Сегодняшний собеседник редакции — Почетный гражданин Кинешмы, Почетный автотранспортник, обладатель орденов «Трудовой Славы» II и III степеней Виталий Травин.

— Виталий Александрович, давайте начнем с Ваших истоков...

— Родился я в Кинешемском районе, в деревне Черняково, в 1946 году. Вырос здесь, ходил в школу, а в 1968-м вернулся после армии и работы на заводе в Ленинграде, где отучился на водителя у мастера спорта международного класса, звезды автогонок того времени Николая Горбштейна. На Кинешемском пассажирском автотранспортном предприятии водителем автобуса проработал всю свою жизнь, без малого 50 лет. Всегда делал какие-то почины, не словами, а делом доказывал, что значит любить Родину и посвятил свою жизнь служению ей. Еще в первом классе я запомнил слова: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Потому работал до 70 лет. Очень хотел своим примером показать, как нужно обслуживать людей — культурно, грамотно, чтобы всегда слышать слова благодарности.
— Расскажите о своих «починах». Что это такое?

— Я поставил перед собой цель пройти на автобусе без ремонта полтора миллиона километров. Поддержал московских водителей грузового автотранспорта, выступавших за увеличение межремонтных пробегов. На своем «Икарусе» я отработал 28 лет, прошел на нем три миллиона километров. И все движки на кинешемских междугородних «Икарусах» перебирал сам, мотористы за них не брались, они сложные были.

— А какой ресурс эксплуатации у этих автобусов?

— Это зависит от того, как обслуживать. Если масла хорошие, уход, то двигатели могут ходить по миллиону километров и больше. А так, пять-семь лет — и все. В 72-м году в Ивановскую область пришло десять «Икарусов», уже не новых, из Москвы списанных. Три остались в Иванове, семь приехали в Кинешму. Так никто не знал, что с ними делать, базы-то еще не было. Зимой их прогревали, ночевали посменно, чтобы движок не замерз. Из семи автобусов только наш со сменщиком «выжил»! Я его отладил, и мы стали на Москву ходить. И уже только в 86-м предприятию в награду за мои заслуги решили выделить автобус. Я сказал: «Мало одного». Дали два. Новых.

— Виталий Александрович, Фонд мира в Вашей судьбе занимает серьезное место?

— В 1983 году обком партии организовал слет передовиков «За коммунистический труд». Там я услышал, что Василий Константинович Хоружа отработал один выходной в Фонд мира. Решил последовать его примеру. Но председатель профкома мне говорит: «Даже думать не смей! Не дадим!». Тем не менее, с начала 1984 года я заготовил доску с надписью, писал в путевке красными чернилами «Фонд мира» и по одному дню в месяц работал. Через некоторое время пошел узнать в отдел кадров, как мои деньги отчисляются. Вопрос задаю — ответа нет, я снова спрашиваю — опять тишина. Я и сказал: «Вам война нужна? Я в обком партии пойду, если надо». Только после этого почесались, завели отдельный счет в банке и начали перечисления делать. Правда, тут же упреки пошли, что я баллы зарабатываю для звания Героя соцтруда. Никто не верил, что до выхода на пенсию буду так работать. А я слово сдержал: 22 года отработал в Фонд мира. Мой автобус был на контроле обкома партии, моей так называемой «крыши», но я там ничего не просил, кроме одного: «Пусть мне дадут спокойно работать».
— Вы всегда «воевали» с начальством?

— Почти всегда. Но были и исключения. Первым моим защитником и спасителем стал Владимир Григорьевич Клюев, первый секретарь Ивановского обкома, а потом министр легкой промышленности СССР. Каждое утро я его поминаю. Он такую «взбучку» устроил начальникам местным за издевательства над людьми, за игнорирование фактов и предложений, что мало им не показалось. Досталось и руководителю областного объединения автотранспорта Черных. Но он-то не виноват был, только пришел, дела принимал, а тут такая история. Я потом все хотел с ним объясниться и однажды приехал, выложил документы, спросил: «А мог ли я по-другому поступить?» Я же поставил перед собой цель, отправлял телеграммы в обком: миллион прошли, миллион двести, миллион триста, а мне работать не дают. Он меня выслушал и говорит: «Не хочешь проявить себя на руководящем посту, директором предприятия?» Да какой из меня директор-то с неполным средним образованием? Я полное получил только тогда, когда люди сказали, что мне Героя соцтруда хотят дать. Учиться пошел в школу рабочей молодежи, закончил ее в вечернюю смену. Но «Герой» мой ушел… Вместе с Союзом.

— Зато Вы были депутатом Кинешемского городского совета...

— Был. Два созыва, в 1980-х годах входил в комиссию по транспорту и связи. Первое мое депутатское удостоверение украли, вместе с правами и другими документами. Все в барсетке лежало, которую я вешал в кабине, впереди, когда в рейс ходил. Хватился — уже когда из Иванова приехал. Расстроился, все планы летят! Работать-то не могу… Звоню в горком первому секретарю, рассказываю про свое горе. А он:«Звони в милицию». Ну, думаю, что же теперь… Сообщил на работу. И диспетчер наша, старенькая бабушка уже, пенсионерка Софья Васильевна Смирнова позвонила в областное ГАИ, рассказала все. Не знаю, с кем она говорила, но ей сказали, чтобы я не переживал, поскольку в случае утери прав выдается временное разрешение до выяснения обстоятельств. Вот такое было… Простые люди не хотели отпускать как депутата, переживали, а местным «элитам» я всегда мешал.

— Поэтому не стали членом ЦК партии?

— В 1990 году впервые за все время существования партии на Кинешму и район было выделено одно место в члены ЦК. Горком предложил его сначала механизатору из Наволок, но тот на пенсию уже собирался. Дальше на областной партийной конференции путем открытого голосования меня единогласно избрали кандидатом в члены ЦК, ждал съезд, где и происходило утверждение. Я сижу дома, волнуюсь, подмену себе уже нашел, чтобы машина не простаивала. Съезд начался, закончился — а меня так и не вызвали. На следующей областной конференции руководитель горкома Виктор Федорович Осокин пишет записку Тихомирову, персеку обкома, нашему земляку, в которой спрашивает, по какой причине я не попал на съезд и вместо меня поехал другой? Ответ меня насмешил: «Я его боюсь и не знаю, что ему сказать». Это про какого-то несчастного шофера писал первый секретарь обкома! Вот такие трусы у власти… Правда, в составе ЦК я хотел разоблачить Горбачева, это нужно было делать срочно. Готов был под расстрел идти, в «психушку», куда угодно, но только чтобы его сняли, пока не случилась беда. Поэтому меня тихо отстранили и послали другого.

— Сегодня у власти в Кинешме, регионе другие люди, отношение не поменялось? 

— Абсолютно. Для меня важно, как работает транспорт в Кинешме, и я обращался неоднократно к местным руководителям с вопросами о проверках, контроле, организации, но бесполезно. Приведу один пример с обращением к Светлане Вяльцевой, которая пригласила на встречу всех владельцев пассажирских автобусов в городе, при этом присутствовал Виктор Кованов, тогда депутат Заксобрания области. Она дала мне слово, коротко выступил перед перевозчиками, аргументированно указал на недостатки в их работе и задал вопрос: «Когда же прекратится безобразие? Когда будет ответственность за свою деятельность перед людьми?» После чего меня просто выставили за дверь. Вот так ко мне сейчас относится местная власть. Думают, дедушка из ума выжил — прикрываются этим.

— Вы до сих пор ставите перед собой какие-то цели?

— Конечно. Я дал себе зарок по выходу на пенсию написать книгу. Сказал — сделал. С самых ранних лет я посвятил всю свою жизнь служению стране, об этом и книга. О том, как нужно любить Родину, спасать, защищать, любить людей, не оглядываясь ни на что и не жалея себя. Все свои слова я готов подтвердить документально, никаких голословных заявлений не делаю. У меня целый портфель разных бумаг, писем, отписок, наград и прочего. Но дело в том, что мне нужно это как-то оформить. И вот уже 11 лет я обиваю всевозможные пороги. Из КПРФ мне пришел ответ от Алексея Пономарева(он избран в Госдуму от двух областей — Ивановской и Костромской), в котором написано, что мои рекорды никому теперь не нужны. С Михаилом Менем пытался поговорить, но он от меня сбежал. Обращался к Виктору Смирнову, председателю Ивановской областной думы, он прислал вместо себя Ирину Виноградову. Мы поговорили с ней по душам — все осталось на той же точке. Павлу Конькову через Алексея Крупина хотел передать письмо и свой портфель с бумагами — ничего. Все от меня все открещиваются, избегают и никто не хочет связываться. 

— Знаете, обязательно найдется человек, который поможет Вам завершить начатое. Ваши воспоминания и мысли увидят свет. 

— Вы так думаете? Тогда буду верить и ждать.


Кинешемец.RU рассказывает своим читателям об интересных и неординарных людях, и если вы сами, ваши друзья, соседи, знакомые увлекаются чем-то необычным, или вы просто считаете их интересными личностями, со своим взглядом на проблемы и жизнь города, то обязательно сообщите об этом в редакцию, и о них узнают все читатели Кинешемец.RU. 

Предлагайте кандидатов на интервью, задавайте вопросы.

Телефон, Viber, Telegram, WhatsApp: 8 (920) 359-62-73. Социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер. Электронная почта: kineshemec@bk.ru



РУБРИКА: Общество и жизнь