Андрей Саченко: Иду на конкурс мэра Кинешмы, считая, что выбирать его должны жители

Гость редакции Кинешемец.RU – один из кандидатов в мэры города Андрей Иванович Саченко.

27 ноября состоится конкурс на должность главы города, по его итогам депутаты выберут мэра, которому делегируют полномочия на ближайшие 4 года. Как ранее сообщал Кинешемец.RU на эту должность претендуют: и.о.главы города Вячеслав Ступин, депутат гордумы, начальник управления по делам ГО и ЧС Юрий Смирнов и бывший председатель контрольно-счетной комиссии Андрей Саченко. В интервью Кинешемец.RU Андрей Иванович рассказал о мотивах своего выдвижения, о том, что же его побудило на довольно смелый шаг.


— Андрей Иванович, известие о вашем участии  в конкурсе на главу города стало весьма неожиданным. Ваша многолетнее председательство в контрольно-счетной комиссии (КСК) априори не являлось публичной деятельностью. Да что там говорить — далеко не все знают, чем занимается КСК. И вдруг — мэрство!


— Давайте тогда восполним пробел и поясним в двух словах, чем занимается КСК. Главная задача этого органа власти, органа местного самоуправления, замечу, независимого от думы и администрации, это контроль за расходованием средств городского бюджета и использованием и распоряжением муниципальным имуществом. Это в общих чертах.


КСК проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия — это основные направления деятельности. В том числе, проверки МУПов и муниципальных бюджетных учреждений. По результатам этих мероприятий КСК предоставляет отчеты или заключения главе и гордуме об эффективности использования бюджетных средств в городе, указывает на выявленные факты их нецелевого использования.


— Судя по тому, что вас не назначили на очередной срок полномочий председателя КСК, некоторые ваши выводы и проверки кому-то не понравились.


— Ваше издание присутствовало на всех заседаниях депутатских комиссий и на думе. Для меня всегда было важным, что если ответственные лица, руководители, в том числе, в администрации были виновны в неэффективном распоряжении бюджетными средствами, то они должны за это отвечать.


Вы помните, сколько раз я выступал по поводу муниципального долга. С 2013 года, когда Кинешмой руководил Андрей Томилин, при последующих «управленцах» он вырос в два раза и сейчас приближается к 300 миллионам. Как председатель КСК, я постоянно обращал внимание на то, что дальше так продолжаться не может. Возможно, был резок и категоричен.


А сколько проверок выявили факты «нецелевки» в МУПах, сколько раз КСК указывало на неэффективную работу их руководства? КСК поднимала вопрос и о кредиторской задолженности, которая составляла более 100 млн рублей. Или вспомните факт нецелевого использования субсидии из местного бюджета нашим МУПам.


Мной нельзя было манипулировать, а вот не назначить вновь председателем — это во власти депутатского корпуса.

 В итоге вы решили возглавить город, заявившись на конкурс?


— Знаете, мало говорить о том, что любишь свой город, важнее понимать процессы, происходящие в нем, в управлении муниципалитетом. Выдвигаясь, в первую очередь, я опирался на свой опыт и знания. Я много лет отработал в различных организациях, начиная с налоговой инспекции, налоговой полиции, Управления внутренних дел, возглавлял контрольно-ревизионный отдел администрации города, а с января 2009 года трудился в КСК.


То есть объяснять, кто и чем занимается в мэрии мне не нужно. Пришлось поработать при разных системах выборов главы города — приходил, когда мэр был народным, ушел, когда его выбирают депутаты.


— Да уж, вам есть кого с кем сравнить


Всегда считал, что глава должен быть связан с этим городом годами жизни в нем. Я сам здесь не родился, но живу в Кинешме с 1986 года, то есть, еще с союзных времен. Думаю, это достаточный срок, чтобы сродниться с этой землей.

У нас,  к сожалению, с 2013 года, когда убрали Андрея Томилина, власть потеряла доверие людей. Увидеть результаты работы приезжих мэров может любой горожанин, поэтому я хочу прекратить эту порочную практику.

Конечно, я бы не решился идти на конкурс без поддержки семьи и друзей. Да и вообще, в конце концов, я свободный человек и, как и любой, имею право заявить о своих претензиях на управление городом.

— В общих чертах расскажите о направлениях будущей работы в кресле мэра. С чем будете выступать на конкурсной комиссии?


— В первую очередь, необходима полная инвентаризация расходов городского бюджета. По моим подсчетам комплекс этих мероприятий (приватизация имущества, изменение структуры администрации, сокращение штата и т. д.) позволят в год экономить от 23  до 26 млн рублей. Высвободившиеся средства нужно направить на повышение зарплаты оставшимся сотрудникам, а основную часть, например, на благоустройство в микрорайонах города, которые давно этого ждут, на социальные нужды.


И это не мое ноу-хау. Примеры в России есть. Почитайте, как мэр Якутска пошла на подобные кардинальные меры, сократила автопарк администрации, передала некоторые работы в аутсорсинг.


Также считаю, извините, за такой термин, понять, какое «целеполагание» в наших ведомственных структурах — в спорте, культуре, дополнительном образовании и других. Каждый год мы формируем бюджет, администрация отчитывается процентами, направленными на эти сферы, как и другие. Но главное не только знать, сколько и куда мы направляем, а какой результат от этого мы получим через год, два, пять лет. Вот пример: мы каждый год выделяем средства на ремонт в единственной детской базе «Радуга». Что-то там красим, устанавливаем и за несколько лет это не десятки тысяч, а миллионы рублей. Но какой «Радуга» будет в обозримом будущем не известно, пока же, что называется, только «латаем дыры».


А если говорить о более глобальных вещах, я считаю, что бюджет города должен быть максимально понятным и открытым для простого жителя, а не только для депутатов и сотрудников мэрии. Речь идет не только о его структуре, которую еще можно найти на официальном сайте, но о том, что кинешемцы должны понимать, почему в главный финансовый документ постоянно вносятся изменения, должны знать, если у спортшколы деньги забрали, то куда их перераспределили.


— По поводу взаимоотношений власти и бизнеса что можете сказать? Не секрет, что они, мягко говоря, в последние годы не складываются?


 Сейчас в разгар кризиса этот момент особенно острый. Местный бизнес, особенно малый, это нерв города, который может помочь с трудную минуту. Но для начала ему нужно помочь. Никаких повышений местных выплат по налогам и аренде быть не должно. Это в силах думы и администрации. Только тогда можно наладить диалог. А в условиях, когда бизнес выводит активы в те же Наволоки из-за различных бюрократических проволочек о чем можно говорить? И ведь предприниматели об этом постоянно говорят, но их не слышат.

Одним словом, экономическому блоку в администрации необходима серьезная перестройка.

— Вы идете на конкурс, но понимаете, что правила игры давно сложились? Ваши мысли человек пришедший извне не может реализовать?


— Но это не значит, что не нужно поднимать такие системные вопросы, как выборность главы города. И главный критерий по поводу проживания в городе я вам уже назвал. Уж кинешемцы-то, как никто другие в этом лучше разбираются. «Ушли» Томилина в 2013 году лучше стало? Последующие технократы-менеджеры только дискредитировали власть, а сами угодили за решетку. По-моему это и есть окончательная оценка всего произошедшего.


Но тут еще есть момент. Я за то, чтобы жители выбирали главу, тогда и наступает своего рода коллективная ответственность. А сейчас кто ответственен за посадки кинешемских глав? Городские депутаты, их избиравшие. Вот только никто из них не извинился перед жителями, никто не сложил полномочия. То есть народ права лишили, но и сами отвечать не хотят. Это не правильно. Но, думаю, со временем в выборности мэров таких городов, как Кинешма все-таки вернутся.


— Андрей Иванович, наш город сугубо дотационный. Своих ресурсов минимум. Как изменить ситуацию?


— Для начала не потерять доверие главы региона Станислава Воскресенского, колоссальное доверие, которое не на словах и плакатах про возвращение Кинешмы на карту области, а в миллионах рублей, идущих на благоустройство и инфраструктуру. Чтобы сохранить эту динамику важно «шевелиться» на месте самим.


Я бы, например, поставил в качестве критерия работы чиновника администрации его личное участие в продвижении вверенной ему сферы в областных и федеральных программах. Если сидел ровно, ждал поступления средств сверху, сам инициативы не проявил, то с таким нужно расставаться.


И вот еще, что хотел бы подчеркнуть. После того, как многие структуры, например, здравоохранение, передали региону, местная власть как-то перестала интересоваться, что в них происходит. Но эти структуры в городе, в них работают наши горожане, они оказывают услуги кинешемцам, значит власть должна интересоваться и по возможности помогать или хотя бы понимать. Да что там здравоохранение! У нас прекратилась практика отчета начальника полиции перед депутатами. А это порядок и безопасность!

— Как считаете, упор на развитие туризма оправдан?


— Туризм важен, но не как главный вектор. Экономика и еще раз экономика! Но и туризм нужно развивать не декларативно, уметь не только руку под козырек держать, а необходима своя инициатива. А то губернатор посмотрит, что в Кинешме его инициативы не в состоянии «переварить» и сменит вектор. То есть туризм нужно отдать тем, кто мало того в нем понимает, но еще желает работать.


Приведу в пример директора театра Наталью Суркову — вот у кого нужно поучиться «фонтанировать» идеями и задумками. Кстати, это и губернатор подчеркнул. Такие люди в Кинешме есть, но их нужно привлекать, а не отодвигать, как неудобных подальше от здания на ул.Фрунзе.


— Андрей Иванович, вы член «Единой России». Другие партии готовы слышать?


— Здесь все предельно просто — мэр должен быть вне политики. В случае избрания, думаю, было бы правильным приостановить членство в партии.

Будущий мэр обязан понимать, что люди должны жить в комфорте и иметь возможность продвигать свои инициативы независимо от политических взглядов. Тут на днях один из комментаторов на Кинешемец.RU под статьей о кандидатах в мэры написал, что Саченко в бытность председателем КСК водил дружбу с коммунистами. Правильный у вас комментатор, только не совсем раскрывший истину — в моем кабинете частыми посетителями были и коммунисты, и единороссы и представители ЛДПР и всех других сил и общественных объединений. Как и в случае с мэром, в Бюджетном Кодексе ничего не сказано, что он написан для представителей какой-то партии. А уж участвовать в жизни города, иметь активную позицию имеет право каждый. До сих пор с теплотой вспоминаю последнего народного главу — Виталия Петровича Сидоренко. Уж он-то никогда в симпатии к партии власти не был замечен, но если вопрос касался жизнедеятельности города, забывал, кто единоросс, а кто коммунист.


— Немаловажный вопрос — команда у вас есть?

Есть. Она есть в голове у каждого кандидата. Не называя фамилий, скажу, что упор должен быть сделан на земляков. Вот почему раньше Кинешма была кузницей кадров на самые высокие посты в регионе, а сейчас все наоборот? Нужно возвращать традиции, а профессионалы в городе есть.


— Последний вопрос. Вы, как человек, понимающий систему власти изнутри, вообще реально оцениваете свои перспективы участия в конкурсе?


— Безусловно. Думаю, что меня не пропустят даже во второй тур. Что вдруг должно случиться, чтобы люди, не проголосовавшие или те, кто им указал не проголосовать за меня на пост руководителя КСК, доверят мне Кинешму. Все понимаю. И в такой ситуации скажу так — лучшая кандидатура для города — это Юрий Александрович Смирнов. Мой давний коллега, многолетний руководитель важного бюджетного учреждения, председатель бюджетной комиссии думы. Он готов и может возглавить администрацию. Все качества, о которых говорил в отношении себя, есть и у него. Но, как говорят, бэкграунд, у него самый большой из всех претендентов.


РУБРИКА: Власть и политика
Автор: Денис Комаровский