Здесь, у реки Ёлнать раскинулось древнее кладбище с храмом.
Кинешемец.RU представляет исследование отца и сына Бориса Витальевича и Александра Борисовича Кряневых — историков, краеведов, хранителей музейной экспозиции храма Преображения Господня. Храм находится около деревни Ногинская Батмановского сельского поселения.
Возведенный в первой половине XIX века вместо ранее существовавшего деревянного каменный Преображенский храм расположен на древнем погосте возвышенного левобережья реки Eлнать у ныне не существующего села Спас Берегово. Прихожанами этого храма в XIX веке были жители 24-х деревень Никитинской и одной деревни Шевалдовской волостей Кинешемского уезда.
Располагались эти деревни в левобережной (13 деревень) и в правобережной (12 деревень) окрестностях от реки Елнати. Пахотные земли здесь окружались лесами, богатыми ягодами, грибами и всякой живностью. В конце века в этих деревнях насчитывалось более 400 дворов с общей численностью населения более 2000 человек. Здесь не было ни дворцовых, ни помещичьих, ни монастырских земель. Основную массу жителей составляли крестьяне, уплачивающие подать непосредственно в государственную казну (так называемые чернопашные). Кроме того, постепенно нарастало число военных поселенцев нижних чинов с их семьями. К концу века такие поселенцы проживали вместе с крестьянскими семьями в 13-ти из 25-ти деревень.
Священнослужители Преображенского храма входили в состав Русской православной синодальной церкви и вели службу по новому обряду. Соответственно основная масса прихожан молилась также по новому обряду. Но одновременно с ними прихожанами храма были единоверцы и старообрядцы. Кроме того, среди жителей окрестных деревень были староверы-беспоповцы и даже староверческие сектанты-странники (голбышники).
Среда жизни, социальное положение и вероисповедание безусловно в решающей степени влияли на духовные и нравственные традиции жителей окрестных храму деревень. В духовной сфере прежде всего доминировала твердость веры, стояние в вере как на камне. Судя по всему, прихожане знали и беспрекословно исполняли этот завет, перешедший в раннее христианство от ветхозаветных иудеев. Читая Псалтирь, они обучались сему из ряда псалмов. Например: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и настави на камени нози мои, и исправи стопы моя» (псалом 39). Или: «Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси» (псалом 60).
Cтояние в вере на камне они внесли в строительство Преображенского храма. Вопреки комфортной потребности пол в зимней части храма они сделали каменным. К сожалению, этот пол не сохранился до наших дней, в начале нынешнего века его заменили на кафельный.
Прихожане Преображенского храма XIX века проявляли глубокую молитвенность и строгость в соблюдении христианских обрядов. Из сохранившихся духовных книг прихода видно, что не исповедание грехов и не причащение в церковные праздники по халатности наблюдались у них в редких случаях. Они верили в охранительную силу Креста. В каждой деревне минимум раз в год совершались крестные ходы с целью оградить деревню от глада, мора и пожара. Они верили в святость земли на южном склоне от Преображенского храма села Спас Берегово.
В каждой деревне поклонялись святому покровителю этой деревни.
Прихожане Преображенского храма традиционно проявляли глубокую веротерпимость. Они уважительно относились к повседневной бытовой деятельности жителей других вероисповеданий. В храме совместно молились без осуждений и троеперстники, и двуперстники. Единоверцы и старообрядцы хоронили своих усопших на общем погосте при храме в отведенной для них территории. Никто не осквернял мест захоронения староверов. Терпимо относились и к странникам (голбышникам), а также к малочисленным последователям Лютера и исповедникам ислама.
Среди нравственных традиций особенно следует выделить глубочайшую веру жителей окрестных деревень в святость семьи, в ответственность в семейных отношениях пред Богом. Перед вступлением в брак через венчание они проходили подготовку в рамках так называемого обыска. В архиве храма сохранилась книга брачного обыска конца XIX и начала XX века. Обыск проводили священно- и церковнослужители храма. О женихе и невесте выяснялось: совершеннолетние ли они, находятся ли в здравом уме, нет ли между ними родства и других факторов, возбраняющих по установлению церкви вступление в брак, есть ли у них взаимное согласие вступления в брак и нет ли принуждения. Для вступления в брак требовалось обязательное благословение их отца и матери, а при отсутствии одного или обоих из них согласие попечителей. О желании жениха и невесты вступить в брак трижды с интервалами в несколько дней в храме проводилось оглашение с целью выяснения, нет ли у кого из прихожан сведений, не позволяющих им венчаться. Венчанный брак мог быть расторгнут только в особых случаях, а не по простому желанию супруга или супруги. Семьи были в основном многодетными.
Материальное благополучие семьи было основано на трудолюбии всех ее трудоспособных членов. Главным содержанием труда были, кончено, полеводство и животноводство. Дополнительно они занимались ручной каткой валенок, выделкой кож, обработкой шерсти и плетением корзин. Женщины и дети сезонно занимались сбором богатых в том крае даров природы и их заготовкой. В XIX веке, как видно из приходских книг, не все крестьяне были грамотными. Но стремление к грамотности было явным. До построения и открытия в конце XIX века церковной приходской школы обучение грамотности прихожан проводилось непосредственно в Преображенском храме в воскресные дни. При наличии в семье грамотных практиковалось домашнее чтение. Для этого в семьях были духовные книги, а в храме была библиотека книг духовного и исторического содержания.
И, наконец, традицией жителей окрестных деревень была общинность. Об этом свидетельствуют названные выше охранительные крестные ходы жителей деревень.
В деревнях практиковалось распределение общественных обязанностей. На некоторых домах до сих пор сохранились металлические пластины, определяющие обязанность жителей данного дома в случае, например, возникновения в деревне или в округе пожара. Апофеозом общинности были всеобщие празднования деревенских и церковных праздников. Особенно многолюдными были празднования Пасхи, именуемой даже до наших дней некоторыми прихожанами Христов день, а также местного праздника Богомолье в следующий после Пасхи воскресный день и, конечно, Троицы. В эти дни все жители окрестных деревень собирались на моление и затем на празднование на святой по их понятию земле села Спас Берегово.
После революции большинство традиций жителями сохранялись. В условиях гонений от безбожников стояние в вере как на камне даже усилилось. Крещение новорожденных, чин вступления в брак, молитвенность и другие духовные действия сохранялись.
Мнение читателей
Алекс - 4 июня, 19:55
Молодцы, ребята! Так держать!добрый - 4 июня, 17:02
пляж без песка.смехдержаваПатриот - 4 июня, 17:00
Особенно жду на фестиваль Францию. Всегда...Ннн - 4 июня, 16:32
Молодцы!!!2222 - 3 июня, 23:38
А 15 летним на дороге вообще место? Они правил...