3 мая 2024, 08:05 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Ирина Овчинина: «Кинешемскую «Снегурочку» нужно возить по фестивалям и гастролям!»

Ирина Овчинина: «Кинешемскую «Снегурочку» нужно возить по фестивалям и гастролям!»
Интервью с постоянным членом жюри фестиваля «Горячее сердце».
Перед Новым годом спектакль Кинешемского драматического театра им. А.Н.Островского «Снегурочка» посмотрела Ирина Овчинина — доктор филологических наук, профессор Ивановского государственного университета, не первый сезон работающая в жюри фестиваля «Горячее сердце» в Кинешме. Поговорить об увиденном мы решили после новогодних праздников.

— Ирина Алексеевна, как Вам спектакль?

— Время – это хорошая проверка. Прошло более трех недель, но до сих пор не потускнело общее впечатление о спектакле. Вспоминаются отдельные мизансцены. Очень понравилась тональность спектакля. Но сразу договоримся: мы ведем речь не о той «Снегурочке», которую написал Островский. Это совсем другая «Снегурочка», о которой мы спорить не будем. Многие современники драматурга отмечали новаторство и высокую художественность «весенней сказки», но талантливое произведение не всегда имеет счастливую театральную судьбу. Большинство попыток поставить сказку не увенчалось успехом. Театровед Н.Е.Эфрос отмечал, что «Снегурочке», действие которой происходит в доисторическое время в некоем царстве Берендея, присуща мягкая, неуловимая поэтичность, тогда как театру необходима определенность. По мнению Эфроса, нечто среднее между фантастичностью и реалистичностью удалось найти в 1900 году А.П. Ленскому, поставившему пьесу на сцене Нового театра. А вот в МХТ «Снегурочка» в постановке К.С.Станиславского, с избыточностью изобразительного начала, вольным обращением с текстом, можно сказать, провалилась.  Как неудачной оказалась и первая постановка в мае 1873 года в московском Большом театре.

И когда я узнала, что Кинешемский театр начал репетировать «Снегурочку», поначалу насторожилась. У меня были серьезные опасения. Эту пьесу очень сложно ставить. Мне показалось, что режиссер постарался выделить наиболее важные аспекты, на которые и откликнулся зритель. У Островского жанр обозначен как «весенняя сказка», жанр пьесы на сцене Кинешемского театра — «романтическая поэма о любви». И действительно, основная линия спектакля — любовь. На протяжении действия звучит музыка, песни, многое решено средствами пластической выразительности. Спектакль во многом экспериментальный. Но и Островский писал экспериментальную сказку!

— Кого-то из актеров можете выделить?

— На сцене чувствуется ансамбль, а где есть ансамбль — хочется говорить об актерах в целом. Я не могу не отметить Вячеслава Митронина (Лель), Элину Манапову (Снегурочка), Антона Копчинского (Мизгирь). 
Что еще интересным показалось в постановке? Вообще Островский называл «Снегурочку» «мечтами старости», «задушевным» произведением. Он мечтал о справедливом социальном мироустройстве, о демократическом царе (Берендей— артист Андрей Мисюра), достаточно умном и деликатном правителе, пекущемся о своем народе. И рассуждения о Берендеевом царстве зрителями воспринимаются очень хорошо. В этом мире, мире берендеев, ничто не должно нарушать ход времени и порядок вещей. Царь не остается равнодушным к той драме, которую переживает Купава (Ольга Савченко). Купава идет к нему за защитой, когда ей изменяет Мизгирь. Отступления от принятых норм жизни в Берендеевом царстве жестко наказываются. Царь поступает беспощадно, но его решение — это необходимость. 

В спектакле очень хорошо была передана неземная, холодная красота Снегурочки. Неслучайно она — порождение леденящего Мороза и Весны. Из-за нее парни ссорятся, Мизгирь изменяет Купаве, Купава страдает от измены, Лель — от равнодушия. Всем плохо. Такая красота вступает в конфликт с обществом, что и показано на сцене. Но тяжело и самой Снегурочке, ей хочется испытать чувство, о котором все говорят. В спектакле удачно, на мой взгляд, сплетена мифология славянская с мифологией советской. И это соединение сделано предельно корректно, без глумления, без пародийности и ностальгии. Действительно, у многих зрителей есть ощущение чего-то утраченного. Главное, чтобы, цитирую Островского, в сердца людей не проникала «сердечная остуда». А поскольку Снегурочка по природе своей имеет двойственное начало, она погибает. Замечу, что в сцене гибели Снегурочки в спектакле мне не хватило выразительности. Хочу отметить игру Андрея Мисюры в роли Берендея, «жестокий романс» в исполнении Антона Копчинского, а песня «А снег идёт» прозвучала в сцене, где зрителя действительно окутывала красота, русская красота!
Сцена из спектакля Сцена из спектакля
— Как Вы оцениваете спектакль? Можно ли, на Ваш взгляд, его вывозить на гастроли и фестивали?

— Не только можно, но и нужно возить «Снегурочку» по фестивалям и гастролям. Не все воспримут этот спектакль. Я даже слышала такое слово по отношению к самой постановке, как эклектика. Но для меня все было органично. 

Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

25 января 2018, 14:00
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 2489
Уважаемые читатели Кинешемец.RU!
Комментарии на сайте проходят модерацию перед публикацией. Мы против цензуры в СМИ и уважаем мнения читателей, но будем вынуждены не пропускать комментарии, которые могут привести к серьезным последствиям для читателей.
Если вы готовы брать личную ответственность за своё мнение, то комментируйте новости в социальных сетях Кинешемец.RU: ТГ, ВК, ОК.
Спасибо за понимание.
Всего комментариев: 4
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код
 
+ 4 -

Иван - 26 января 2018 в 14:53

Ирина Овчинина преподаватель Шуийского пединститута. Больше 30 лет сотрудничает с театром. Она не театральный критик. И все театральные течения, которые сегодня размывают русский национальный театр её неведомы. Она не очень хорошо помнит историю дореволюционных постановок.Наибольшим успехом драматургическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского Художественного театра в постановке К.С. Станиславского, который писал: «Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики». Хотя это её профессия.Горький писал А.П. Чехову: «Снегурочка» - это событие! Огромное событие - поверь!.. Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!.. Все хороши, один другого лучше, и - ей - богу - они как ангелы, посланные с неба рассказывать людям глубины красоты и поэзии». Но ей неведомы блестящие современные  постановки "Снегурочки" именно по пьесе  А.Н.Островского. Уфа, Кострома, Саратов, Волгоград Ей неведома та жесточайшая борьба "современного" театрального искусства  с традиционным русским театральным искусством. Именно традиционное искусство сформировало когда - то менталитет русского человека, который пытаются сломать и разметать вот такие постановщики якобы классических спектаклей. Стыдно читать подобные "рецензии"  Цитировать
 
+ 10 -

Театрал - 25 января 2018 в 20:05

Интервью дает лицо заинтересованное, получающее гонорар за работу в жюри "Горячего сердца" от дирекции театра. Это надо учитывать. Цитировать
 
+ 12 -

Ирина Борисова - 25 января 2018 в 15:25

Да смиритесь уже , провалилось Ваша снегурочка, позорище а не спектакль ! Цитировать
 
+ 3 -

*** - 25 января 2018 в 14:13

Ирина Овчинина за что Вы так не любите наш театр? Цитировать

Выбор редакции: