21 ноября 2017, 08:58 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Кинешемский сторож ставит под сомнение личность воеводы Боборыкина

Кинешемский сторож ставит под сомнение личность воеводы Боборыкина
По его убеждению памятник на площади Революции должен быть Федору Красному и Григорию Лапше.
Воевода Федор Боборыкин пусть личность и историческая, но от того не менее легендарная. Особенно для нас кинешемцев. Нет сомнений, что такой человек действительно жил, хотя до сих пор не известна дата его рождения. Есть расхождения и в дате его смерти. В той же Википедии такой информации вообще нет.

По общепринятой версии полководец погиб в неравном бою с отрядом пана Лисовского на подступах к Кинешме 26 мая 1609 года. Споры о достоверности этого факта в кругах некоторых историков ведутся по сей день. Однако, жизнь воеводы интересна не только краеведам и научным сотрудникам, но и простым горожанам, которые сами пытаются разобраться в непростой истории.


Так, на днях в редакцию Кинешемец.RU обратился Андрей Гаранин — обычный сторож одного из действующих в городе предприятий. По его мнению памятник на площади Революции должен быть Федору Красному и Григорию Лапше — другим героям народного освободительного движения. А вот участие воеводы Боборыкина в героической обороне Кинешмы он ставит под сомнение.


«История пишется и переписывается так, как укажут власти. Ходить далеко не надо. На Украине сейчас герои — Бандера и Шухевич. Скорее всего, тогдашним царским властям не очень нравилось, что вооруженную борьбу возглавили какие-то «черные людишки», крестьяне. И «историкам» типа Альтовского заказали историю с благородным героем-боярином, который в действительности жил в те времена. И уже после опубликования трудов Альтовского, учёные-историки вписывали в свои работы его изыскания», — поясняет он.

Андрей Гаранин настаивает на том, что у первых известных российских историков таких как: Татищев В.Н., Карамзин Н.М., Соловьёв С.М. никаких упоминаний о воеводе Федоре Боборыкине нет.


«Возможно они не были знакомы с трудами кинешемских историков. Поэтому им и не пришлось приписывать чужие заслуги другим людям. Я просто решил восстановить добрые имена юрьевецкого ремесленника Федора Красного и решемского крестьянина Григория Лапши, о котором все перечисленные мною уважаемые историки не раз упоминают», — добавляет он.
Кинешемский сторож ставит под сомнение личность воеводы Боборыкина фото 2
В своих изысканиях он так же опирается на сведения, опубликованные в ноябре 2012 года со ссылкой на Российский государственный архив древних актов, книгу № 5984. Опубликованные там сведения дают, по его мнению, основание полагать, что Фёдор Боборыкин остался в живых после 26 мая 1609 года, поскольку в 1610 году ему была пожалована вотчина сельцо Дубрава с деревнями и пустошами в Бежецкой и Вердеревской пятине Новгородского уезда размером в 150 четвертей в поле за то, «что против врагов наших польских и литовских людей и русских воров… стоял крепко и мужественно, и многое воровство и храбрость, и службы показал. Голод и наготу и во всем осудении и нужу всякую осадную терпел многое время». То есть в другой формулировке: за «московское сидение» при осаде Москвы поляками во времена царя В.И.Шуйского. В том же источнике приводятся сведения, что воевода Боборыкин в 1620 году приобрел за 200 рублей у помещика Юрия Татищева вотчину пустошь Полушкино в селе Горетово Московского стана размером 39 четверти в одном поле.

«Для чего поставили памятник Боборыкину – понятно. Для большей привлекательности города. Так, может, для торжества исторической справедливости нужно сменить табличку на памятнике?», — задается этим вопросом Андрей Гаранин.

Данный вопрос мы переадресовали почетному гражданину города Валентине Щукиной, стоявшей у истоков возрождения Дня поминовения в Кинешме. Такая поставка вопроса вызвала у нее улыбку, но ответила она со всей серьезностью.

Кинешемский сторож ставит под сомнение личность воеводы Боборыкина фото 3
«Лично у меня нет никаких сомнений, что Боборыкин был и сражался в Кинешме. Об этом можно прочесть именно в исторических источниках того времени. Я бы посоветовала этому человеку больше читать и не только книги по общей истории, где, извините, тысячи исторических имен не упоминаются. А еще бы я порекомендовала ознакомиться в работой нашего местного историка Алексея Смирнова «Боборыкины: история рода (XIV – середина XVIII века)», в которой автор ссылается на огромное количество достоверных источников и документов. Боборыкин был и памятник ему воздвигнут заслуженно! Вот что я могу сказать», — резюмировала она.
Кинешемский сторож ставит под сомнение личность воеводы Боборыкина фото 4
А вот что говорит, сам автор книги о роде Боборыкиных Алексей Смирнов:

«Андрей Гаранин, видимо, не знает, что и Татищев, и Карамзин, и Соловьев цитируют «Новый летописец», ту его часть, где упоминаются и Ф.Красный, и Г.Лапша. Это сообщение относится к февралю 1609 года. Здесь действительно не упоминается Боборыкин, но он приводится в других хронологически близких источниках. К тому же эти свидетельства не могут исключать как таковое существование Боборыкина, т.к. и «Новый летописец», и вышеперечисленные историки все-таки упоминают его, но в связи с событиями мая 1609 года. Т.е. данному исследователю следовало бы до конца изучить вопрос. Хотя корректно ли в наши дни цитировать Карамзина? Это и во времена И.Альтовского (когда гремело имя С.Ф. Платонова) выглядело несколько не профессионально, а сегодня и подавно. Говоря о Ф.Боборыкине, автор, очевидно, находится под влиянием статьи-винегрета, размещенной на странице Википедии. А данные из РГАДА (речь идет о Записных книгах Поместного приказа) относятся не к нашему Федору Афанасьевичу, а к его дальнему родственнику Федору Васильевичу, который умер в 1624 году. Это он отец основателя Тамбова Романа Федоровича Боборыкина. Здесь можно только посоветовать обратиться к моему скромному труду. Очень хорошо, что еще есть люди, неравнодушные к истории». 
 
Алексей Смирнов не против пригласить Андрея Гаранина на свои лектории, где готов ответить на все интересующие его вопросы.
Дата публикации 21 июля 2017, 17:25
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 2646
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Всего комментариев: 9
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код
 
+ 0 -

ЕленаКа - 23 июля в 19:42

Замечено,  что в футболе, медицине и педагогике разбираются все. Теперь к этому списку история добавилась. Никому в голову не приходит учить офицеров-погораничников рубежи Родины охранять...

 

Цитировать
 
+ 0 -

Олег Маслов - 23 июля в 14:21

Ну и статейки строчат в Кинешме... Это же форменная травля! Да еще в оскорбительном тоне. Андрей Гаранин - офицер-пограничник, охранявший северные морские рубежи нашей Родины, а не "обычный сторож". Офицеров бывших не бывает. Теперь слово за историками, если "обычные историки" еще не перевелись в древней Кинешме. Кто-то же должен доказать документально, что воевода на коне действительно возглавлял ополчение. Если таких доказательств нет - нижняя надпись на постаменте должна быть удалена.
Что бывает с "историками по вызову", я описал в статье "Сказка о потерянном времени или история о Федоре Васильевиче Чижове": http://www.b-port[...]m/analytics/item/35359.html
Очень надеюсь на объективное мнение историков Кинешмы.
 
Цитировать
 
+ 1 -

мимокрокодил - 22 июля в 21:35

Воевода Боборыкин игнорирует личность кинешемского сторожа. Цитировать
 
+ 8 -

Рагнар - 22 июля в 08:39

Спорное мнение, но имеет право на жизнь Цитировать
 
+ -3 -

u857180243 - 21 июля в 22:27

Я полностью за Сторожа и Федора Красному и Григорию Лапше ! Наши бояре хреновые! тоже думают о боярах! Но посмотрите фильм Отважное сердце! И там король поучает своего сына почему мы выживаем! Да потомучто мы не лезим в бойню а лезут смерды крестьяне мастеровые и погибают! и вымирают ! А мы должны бояре сохранять свою наследственость и выживать за счет рабов!  Цитировать
 
+ -1 -

mistral - 21 июля в 22:17

"Для чего поставили памятник Боборыкину – понятно. Для большей привлекательности города."  

Гаранин, возьми свои слова обратно. А то уйду. 

(Конь Боборыкина)
 

Цитировать
 
+ -2 -

mistral - 21 июля в 22:16

"Для чего поставили памятник Боборыкину – понятно. Для большей привлекательности города."
 

Гаранин, возьми свои слова обратно. А то уйду.

Цитировать
 
+ -12 -

Фёдoр - 21 июля в 21:08

Помнится в конце 80-х начале 90-х появлялись  авторы [...]ы, которые выискивали таких же убежденных [...]ов, как этот сторож, которые ничего из себя не представляли, что автор, что и его ископаемое, но зато готовые надеть на себя лавровый венок славы, посеяв в умы сомнения в героизме своих предков. Не сомневаюсь, что именно такую цель преследует и автор этой статьи. Поэтому прежде чем писать надо было тысячу раз подумать над чьей ты памятью начинаешь глумиться, выискивая [...]ов, которые как и ты хочет очернить тех, чье имя на тысячелетия вписаны в историю России и Кинешмы. Стыдно за таких соотечественников. Цитировать
 
+ -21 -

Владимир - 21 июля в 19:34

Наверно сторож по пьяни с кем то таким историком до хрипоты спорили,вот теперь хочет чьи то догадки и слухи себе приписать и шумиху поднять,наверное историки не просто так про Бобарыкина выясняли и изучали,пусть дядя другими делами займется,а не искать то,чего нет)) Цитировать

Опрос

  • Приходилось ли вам когда-либо давать взятки?