16 июня 2024, 01:06 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Кинешемский ветеран раскрыл тайну гибели истребителя в Наволоках в 1941 году

Кинешемский ветеран раскрыл тайну гибели истребителя в Наволоках в 1941 году
Владимир Атаманов выяснил, что ЛАГГ-3 зацепил стальной трос на Волгой.

На въезде на кладбище в Наволоки находится могила летчика Ивана Евдокимовича Бочарова, чей самолет в годы Великой Отечественной войны упал неподалеку.


Но до сих пор не было достоверной информации о том, при каких обстоятельствах разбился самолет. Были версии, что самолет потерпел катастрофу, что был сбит в бою с немецкими самолетами, бомбившими фабрику «Приволжская коммуна».

Кинешемский ветеран раскрыл тайну гибели истребителя в Наволоках в 1941 году фото 2
Наконец, всю подлинную историю гибели летчика и самолета раскрыл военный пенсионер из Кинешмы Владимир Атаманов. Владимир Константинович регулярно работает в архивах в поисках информации о земляках. 

«Работая в архиве Министерства обороны, я убедился, какое огромное количество документов там находится и еще никем не востребовано, поэтому стал искать документы о той катастрофе. Нашел личное дело младшего лейтенанта Ивана Евдокимовича Бочарова с фотографией. Уроженец Курска. Родился 26 июля 1919 года, а не 1925-го, как обозначено на памятнике. Закончил Борисоглебскую авиа-школу в 1939 году, проходил службу в Сталинградской авиашколе Главного управления ВВС Красной Армии», — пишет Владимир Атаманов.

Далее – материалы аварийного акта от 16 сентября 1941 года, составленного комиссией, прибывшей в Наволоки для расследования данной катастрофы.

Изучая документы кинешемец выяснил, что 14 сентября 1941 года звеном самолетов ЛАГГ-3 под управлением лейтенанта Гаврилова совершен перегон самолетов из Горького в Рыбинск. ЛАГГ-3 на тот момент – новейший самолет, производство которого началось только в 1941 году. Проходя по трассе, самолеты отклонились на 45 км от маршрута полета и шли на бреющем полете над Волгой на высоте 45-50 метров.

«Предположу, потому что Волга – хороший ориентир. Самолет младшего лейтенанта Бочарова зацепил радиомачтой стальной трос 3 мм, протянутый над Волгой для телефонных проводов, повредил залитую горловину, что привело к вытеканию топлива, которое от выхлопных газов двигателя воспламенилось. Через 5-6 секунд, пролетев 500-600 метров, самолет задел левым крылом, а затем и всем корпусом землю. После удара летчика выбросило на 35-40 метров от самолета, который полностью разрушился», — рассказал Владимир Атаманов.

Это выдержки из акта, а поскольку он составлен 16 сентября 1941 года, где сказано, что летчик погиб, то и дата гибели на памятнике должна быть указана 14 сентября 1941 года. Кстати на памятнике есть место и для фотографии.

А еще Владимир Атаманов предполагает, что поскольку в тот день, 14 сентября, мимо Наволок летели несколько самолетов, они после катастрофы кружили в воздухе, не имея возможности приземлиться, а местные жители приняли их присутствие в небе за воздушный бой. Что и породило одну из версий гибели летчика.

«Вот такая история, будем чтить память о той войне, правду о ней», — завершает свой рассказ Владимир Константинович.

Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

22 мая 2024, 18:06
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 2941

Выбор редакции: