17 мая 2024, 17:20 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Общество и жизнь

Как сто лет назад писали о ремонте Никольского моста в Кинешме

Как сто лет назад писали о ремонте Никольского моста в Кинешме
Несколько интересных фактов накануне его открытия.

История с ремонтом Никольского моста, судя по всему, подходит к завершению. По крайней мере так заявляют в администрации и обещают открыть проезд с одного берега Кинешемки на другой в конце октября. Напомним, в своем современном виде, соединяющий две части города стальной арочный мост, открыли в 1959 году. А до этого он был деревянный и тоже неоднократно претерпевал перестройки. Так же как и сейчас, это событие активно освещалось в местной прессе. Благодаря газетам столетней давности, сохранились некоторые интересные сведения о реконструкции Никольского моста 1914-1915 годов и ремонту 1926 года. Удивительно, как некоторые факты перекликаются с сегодняшним днем. Отыскать исторические заметки нам помог историк Алексей Смирнов


«Кинешемский вестник» от 25 января 1915 года сообщал в рубрике «Местная хроника»: «Мост через реку Кинешемку строится опять деревянный. Постройка железнаго моста отложилась, по[-]видимому, на долгое время. Перестройка нынешняго моста, как мы слышали, вызвана тем, что он являлся сооружением для временнаго обслуживания (2 года), а просуществовал около 7 лет и, таким образом, становился опасным в смысле недостаточной прочности. Нельзя не упомянуть о неудобствах для прохожих, которым в ожидании новаго моста, приходится ходить по весьма примитивным сходням».

То же издание от 13 марта 1915 года писало: «Перестройка моста через Кинешемку подходит к концу. Не сегодня-завтра движение по мосту, вероятно, откроется. Нетерпеливые прохожие идут, однако, по мосту и теперь, переругиваясь, порою, с плотниками, которым они мешают работать».

Как сто лет назад писали о ремонте Никольского моста в Кинешме фото 2
Уже 15 марта того же года, «Вестник» вышел с заметкой о несчастном случае: «Третьего дня с моста через Кинешемку упал подрядчик Донцов. По счастливой случайности Донцов отделался легкими ушибами и испугом, хотя упал с середины моста, т.е. в месте наибольшей высоты».

А вот, что содержал «Доклад по обследованию Кинешемского Уездного Отдела коммунального хозяйства от 16 марта 1926 г.»:

«Из 5-ти имеющихся в городе мостов общим протяжением 229 метр. на 1/X – 24 года требовало ремонта 3 моста длиною 162 метра или 70,7 %, в начале февраля с.г. УОКХ приступил к ремонту большого моста через гавань длиной 132 метра и вместо старого моста строят новый.
[…] (на постройку моста – А.С.) отпущено по бюджету УИК-а (уездный исполнительный комитет) 15.000 рублей, Текстильтрестом 15.000 руб., стоимость же моста определена в 40.000 руб., но по мнению работников ОМХ изыскание недостающих 10.000 р. не отзовётся на нормальном ходе других, намеченных работ (по благоустройству города – А.С.), так как в числе их остались только самые необходимые.
[…] Разделяющая город на две части гавань реки Волги находится в ведении органов Н.К.П.С. (народный комиссариат путей сообщения)  и ввиду необходимости постройки через нее нового, взамен пришедшего в ветхость моста, со стороны Н.К.П.С. были предъявлены определенные требования, которым мост должен отвечать и в то же время обещана помощь в постройке в сумме 25.000 рублей. В конечном итоге это обещание осталось только обещанием – денег не отпущено, а осталось лишь требование устройства разводной части моста в 26 аршин, что стоило по проекту Н.К.П.С. 25.000 рублей и общая стоимость моста до 65.000 рублей. УИК, имея средства на постройку всего 30.000 р., приступил к постройке моста по своим проектам, с разводной частью в 22 аршина /как было и в старом мосте/».
  • 1866 год, с улицы Плесская
  • 1904 год, с улицы Никольская
  • 1958-59 г.г.
  • Переход через Кинешемку до поднятия «Большой Волги» (реконструкция)
  • Как сто лет назад писали о ремонте Никольского моста в Кинешме фото 3
  • 1866 год, с улицы Плесская
  • 1904 год, с улицы Никольская
  • 1958-59 г.г.
  • Переход через Кинешемку до поднятия «Большой Волги» (реконструкция)
  •  

В заключение обратимся к истории. Известно, что первый деревянный мост в этом месте появился в 60-х годах XIX века. До этого, с одного на другой берег горожане переходили по бревенчатым лавам — лежащим на воде связанным бревнам.


«Место слияния Волги и Кинешемки тогда было намного уже чем сейчас, а позднее при строительстве гавани искусственно углублено и расширено. В результате поднятия «Большой Волги» после 1956 года произошло дальнейшее затопление земель вокруг реки. Вода скрыла заливные луга, которые подступали к территории современного Мельзавода. Согласно историческим записям, деревянный Никольский мост многократно строился и часто перестраивался. Первый мост через Кинешемку, согласно записям в дневнике И.Я. Автамонова – гласного земского собрания, был устроен земством в 1866 году. В 1868г. его «усовершенствовали и выстроили мостовую». Так же имеются сведения, что вскоре после пожара 1890 года Никольский деревянный мост был вновь отстроен. Затем стройка моста шла в 1904 году. А в послевоенные годы он перестраивался и должен был быть двухъярусным — пешеходный вверху и внизу для транспорта. В его реконструкции, как раз и принимали участие пленные немцы. А вот решение о строительстве железобетонного моста было принято городской администрацией в 1954 года», — поделилась интересными фактами заведующая историческим отделом Кинешемского художественно-исторического музея Наталья Шепелева.

Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

16 октября 2018, 17:30
Рубрика Рубрика: Общество и жизнь
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 4877
Уважаемые читатели Кинешемец.RU!
Комментарии на сайте проходят модерацию перед публикацией. Мы против цензуры в СМИ и уважаем мнения читателей, но будем вынуждены не пропускать комментарии, которые могут привести к серьезным последствиям для читателей.
Если вы готовы брать личную ответственность за своё мнение, то комментируйте новости в социальных сетях Кинешемец.RU: ТГ, ВК, ОК.
Спасибо за понимание.
Всего комментариев: 4
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код
 
+ -1 -

555 - 17 октября 2018 в 10:11

Цитата:
Двухярусным мост никогда не планировался, а вот разводным (подъёмным) он как раз был и строили этот мос пленные немцы. На фото видно две высокие стойки, вот на них и поднималась часть моста для прохода судов.

какие немцы, какой подьемный мост? не выдумывай фантазер. Подпись под фото 58-59 год, это фото со строительства существующего Никольского моста.

Цитировать
 
+ 1 -

Стёпа - 17 октября 2018 в 09:16

Двухярусным мост никогда не планировался, а вот разводным (подъёмным) он как раз был и строили этот мос пленные немцы. На фото видно две высокие стойки, вот на них и поднималась часть моста для прохода судов. Цитировать
 
+ 15 -

Городской - 17 октября 2018 в 08:11

Спасибо редакции за интересную статью Цитировать
 
+ 6 -

Имя - 17 октября 2018 в 08:06

Так. в октябре какого года откроют или уже окончательно закроют Никольский мост? Цитировать

Выбор редакции: