Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
На малой сцене Кинешемского драматического театра завершились декабрьские премьерные показы спектакля «Одесские грёзы. День из жизни артиста Мартынова». Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
После новогодней кампании спектакль появится в вечерней афише Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского, и его смогут увидеть все желающие. В премьерной версии мелодрамы сыграли артисты Андрей Кудряшов, Евгения Ермолова и Валентин Иванов.
«Пьеса написана о человеке, который жил близ Кинешмы, работал тут, творил, — рассказывает режиссёр спектакля Евгений Ланцов.– Это наш великий драматург Александр Николаевич Островский. Он один из персонажей спектакля, но не главный. Центральным героем является живший в середине XIX века артист Императорского театра Александр Мартынов, друг Островского. Драматург везёт его на лечение в Одессу, затем в Крым. Они останавливаются в одесской гостинице Донатти, где с ними случается буквально детективная история…».
Волею судьбы и воображения Островского, на сцену выходит новая героиня – купчиха Варвара Михайловна Авдеева, удивительно похожая на первую любовь Мартынова – Василису. Каждый из героев спектакля играет роль, и не одну. Мартынов играет скромного, недужного артиста с проблесками стыдливой, периодически подступающей к горлу человечности, Островский – роль гордого творца, искусителя и провокатора, Варвара – роль отвергнутой, мстительной и мелкой женщины, однако всё это – маски, «сливки на торте», и не более.
На деле, и это мастерски показали артисты спектакля, их герои чувствуют иначе: Мартынов страдает, но страдает не от болезни, а от дикой душевной боли, вызванной сознанием своей подлинной силы, подлинного величия и невозможности избавиться от беспрестанных попираний своего человеческого достоинства сильными мира. В его глазах даже Островский и Варвара – хищники, желающие закусить его талантом, его «божьей искрой». Мартынов-Кудряшов не может объяснить своих чувств, поэтому просто начинает кашлять – чахоточному это простительно, идеальная мимикрия…
Мотивы Островского тоже не так просты. Для чего ему эта игра? Спасти друга – причина благородная. Но спасает ли Островский только друга, или же он будит к жизни нечто другое? Быть может, ему важнее талант, искра Мартынова, освещающая умом и чувством написанные им пьесы? «С Мартыновым я потерял всё на петербургской сцене» — напишет он после смерти друга. Как автор, режиссёр, Островский в равной степени видит в Мартынове и большого самобытного художника, и «идеальный сосуд» для своих идей.
Это замечает Варвара, хотя свои мотивы мести до времени скрывает. Однако их легко разгадывает Мартынов, знающий и читающий лица и души людей, особенно таких близких. Эта «играющая в театр» актриса-любительница не чувствует и не понимает театра, как его понимают два Александра, но в финале, завороженная игрой Мартынова, она осознает, насколько велик дар, который он несет в мир, и насколько тяжела эта ноша. Ради этого дара она прощает Мартынова как человека…
В сущности, спектакль «Одесские грёзы. День из жизни артиста Мартынова» по пьесе Н.Тодыбаевой рисует череду событий и обстоятельств, в которых три разных человека пытаются спасти один талант, тот, что подарен Мартынову, и за жизнь которого в ответе все-все-все. Артисты всё время находятся в движении, в спектакле нет смысловых пустот, а это значит, что все действительно заняты делом – с равной скоростью и равным трепетом дуют на слабеющий огонёк в надежде разжечь большой костёр.
Пожелаем спектаклю роста и развития, долгой, яркой и интересной жизни!
Ада Колмакова, журналист
Мнение читателей
Алекс - 04.06.2024
Молодцы, ребята! Так держать!добрый - 04.06.2024
пляж без песка.смехдержаваПатриот - 04.06.2024
Особенно жду на фестиваль Францию. Всегда...Ннн - 04.06.2024
Молодцы!!!2222 - 03.06.2024
А 15 летним на дороге вообще место? Они правил...