26 апреля 2024, 10:57 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Наталья Тимофеева: «Культура, прежде всего, это связь времен»

Наталья Тимофеева: «Культура, прежде всего, это связь времен»
Накануне премьеры «Бесприданница» режиссер рассказала о новой постановке кинешемского театра.
Меньше месяца остается до открытия очередного, 123-го театрального сезона. 4 октября в 18:00 и  5 октября в 17:00 на большой сцене театра имени Островского покажут премьеру спектакля «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского. Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером-постановщиком спектакля Натальей Тимофеевой.

— Наталья Михайловна, вы уже далеко не первый раз у нас в Кинешме. Я уже сбился со счета, в какой…
— Не будем считать. Я люблю Кинешму и Кинешемский театр с его историей, с его корнями. Рада, что он поддерживает традиции русского психологического театра, открывает каждый новый сезон спектаклем по пьесе А.Н. Островского. Сохраняет экологию души. Культура, прежде всего, это связь времен. Хорошо, что в театре это понимают и ценят. Очень ценю сотрудников театра, труппу. Радует, что театр в настоящее время находится в прекрасной форме, в стадии расцвета.

— Впервые вы приехали в Кинешму, если не ошибаюсь, лет двадцать назад…
— Да, это был 1998 год. Время разрухи. На сцене было очень холодно. Молодежи практически не было. Все были озабочены тем, как выжить и заработать хоть немного денег. Когда я ехала в поезде, а в Кинешемский театр меня рекомендовал театральный критик Александр Иванович Шевляков, Царствие ему Небесное, то, увидев в поезде людей с огромными сумками, которые везли в Москву и из Москвы товары, я думала: «зачем я еду, кому нужен здесь театр?».
В тот первый свой приезд я поставила спектакль о Чехове по пьесе директора Мелиховского музея Юрия Бычкова «Не смейтесь, прошу Вас…». Кстати, спектакль возили на фестиваль «Мелиховская весна». Каково же было мое удивление, когда, приехав сюда сейчас и включив телевизор с местным каналом, увидела фрагменты того, давнего уже спектакля.
Сейчас в театре прекрасная труппа, много молодежи. Вижу, как раскрывают свой потенциал молодые актеры Антон Копчинский, Вячеслав Митронин, как держит марку старшее поколение – заслуженная актриса Кристина Тенякова, Андрей Мисюра, Татьяна Грубинка.

— Как получилось, что вы ставите здесь «Бесприданницу»? Сами выбрали пьесу или это было предложение театра?
— Предложила подумать об этой пьесе директор театра Наталья Викторовна Суркова. О ней, о Наталье Викторовне, хочу сказать несколько слов. Есть театры режиссера, есть директорские театры. Наталья Викторовна, наверное, один из лучших театральных директоров. Она любит свое дело, болеет за него. Неутомимой энергией ведет театр вперед, задавая, казалось бы, нереальные темпы. Об этом говорит и состав труппы, и обилие разножанровых премьер, и замечательные фестивали, организованные ею, и гастрольная деятельность. Так что расцвет театра налицо.

— Давайте перейдем к «Бесприданнице». Не боялись брать к постановке эту пьесу?
— Я очень обрадовалась этому предложению. “Бесприданница” — одна из самых знаковых, самых сложных пьес Островского. История постановок пьесы имеет непростую судьбу. Как известно, и премьера при жизни А.Н. Островского не была успешной, и впоследствии ставили «Бесприданницу» намного реже, чем многие другие пьесы Александра Николаевича. Я была свидетелем двух провальных премьер в уважаемых московских театрах. Дело в том, что сам сюжет стал широко популярным благодаря двум великолепным фильмам. Первая экранизация – кинофильм Якова Протазанова с Ларисой – Ниной Алисовой, который, кстати, частично снимался в Кинешме и на котором выросло не одно поколение зрителей, и второй, кинофильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова с Никитой Михалковым, Алисой Фрейндлих и юной Ларисой Гузеевой в роли Ларисы Огудаловой. Причем Рязанов в своих интервью говорил, что боялся приступать к съемкам фильма после фильма Протазанова 1936 года. Тем не менее, страна получила новый кинохит.

— Не боитесь неизбежных сравнений своего спектакля с фильмами?
— Конечно, зритель будет сравнивать нашу «Бесприданницу» с кино, и спектаклю от этого никуда не деться. Кино имеет больше возможности, чем театр – природа, живая натура, мгновенная смена места действия, крупные планы актеров, создание динамики за счет монтажа. Но у театра своя сила, и самое главное это то, что действие происходит здесь и сейчас, и живые люди смотрят на живых людей на сцене. Все-таки в этой пьесе есть какая-то загадка, и разгадать ее – очень интересный и увлекательный процесс.

— Давайте поговорим о загадке подробнее.
— Раскрывать все подробности раньше времени не буду, могу сказать, что пьеса довольно повествовательна и приходится искать различные выразительные средства, чтобы создать атмосферу, которая бы увлекала зрителей и настраивала на сопереживание.

— Что вы хотите сказать этим спектаклем? Какова его основная идея?
— Наш спектакль о том, что в обществе потребления, в обществе купли и продажи порой не остается места настоящей любви и искренности. Это будет спектакль о любви, соблазнах и предательстве.

— Давайте несколько слов скажем о занятых в спектакле актерах.
— Элина Манапова прекрасно репетирует Ларису. Она красивая, пластичная, страстная. Кстати, Эля родилась в том же поселке и училась в той же школе, что и Лариса Гузеева, которая играла в фильме Рязанова «Жестокий романс», только намного позже.
Андрей Мисюра занят в роли толстосума Мокия Парменыча Кнурова и Антон Копчинский — в роли молодого предприимчивого купца Вожеватова. Огудалову, мать Ларисы, репетируют Кристина Тенякова и Полина Галкина. Они совершенно разные, но обе убедительны. В роли Паратова занят новый для Кинешмы актер статный обаятельный Валентин Иванов. Замечательно работает Вячеслав Митронин. Его Карандышев отсылает нас к тем личностям, полным амбициозности и бунтарства, которые делали революцию в России.

— Отталкивались ли вы при создании спектакля от фильмов по этой пьесе?
— Отталкивалась, и, безусловно, одной из тем в спектакле будет обращение к кинохронике. В этом помогает молодая видеохудожница из Москвы Вера Ахмеджанова. В оформлении спектакля художником-постановщиком Светланой Рарий используется такая метафора как образ киноленты, рассекающей все сценическое пространство. Туда уходят наши мысли, оформленные в виде текстов, и оттуда они возвращаются к нам. Кстати, Светлана придумала великолепные костюмы и лично принимает участие в их изготовлении. Над музыкой к спектаклю работают музыковед Анна Виноградова и заведующая музыкальной частью театра Алина Бурнаевская.
Конечно, вначале всего я отталкивалась от самого образа города Кинешмы. Дивного, старинного, с множеством церквей и роскошной Волгой с ее излучинами. Известно, что первоисточником для пьесы Островского послужила криминальная хроника Кинешемского уезда. Александр Николаевич служил в Кинешме Почетным мировым судьей и разбирал дело о жестоком убийстве молодой женщины ее мужем на почве ревности. Это послужило толчком для написания пьесы. И, безусловно, в спектакле будут образы старого города, на фоне которых происходят события из жизни Ларисы Огудаловой.
Мы сместили время действия очень незначительно, на двадцать – тридцать лет вперед. Это будут не семидесятые годы девятнадцатого столетия, когда Островский написал пьесу, а начало XX века, время расцвета капитализма в России. В спектакле так же, как и во многих произведениях Островского, будет связь и сопоставление России с Европой. В частности, Париж и та самая парижская выставка, к которой Эйфель и соорудил башню, впоследствии ставшую символом столицы Франции. Парижская выставка – та Мекка соблазнов, куда устремляются мечты и российских нуворишей. Именно в Париж мечтает свозить красавицу Ларису богатый предприниматель Кнуров и получить тем самым удовольствие от жизни. И в то же время Россия, духовность, символ которой — душа Ларисы, стремящаяся к искренности, чистоте и любви.
Я очень надеюсь, что мы совместно с труппой театра сделаем спектакль, который полюбится кинешемскому зрителю и будет жить не один театральный сезон.

— Спасибо и успехов!
— Спасибо.

Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

9 сентября 2019, 13:22
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 1946
Уважаемые читатели Кинешемец.RU!
Комментарии на сайте проходят модерацию перед публикацией. Мы против цензуры в СМИ и уважаем мнения читателей, но будем вынуждены не пропускать комментарии, которые могут привести к серьезным последствиям для читателей.
Если вы готовы брать личную ответственность за своё мнение, то комментируйте новости в социальных сетях Кинешемец.RU: ТГ, ВК, ОК.
Спасибо за понимание.
Всего комментариев: 0
Ваше имя (НИК)* или Войдите / Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий!
Введите результат* Код

Выбор редакции: