В конце августа сборная России впервые в своей истории выиграла Чемпионат Европы по мини-футболу среди тотально слепых, который прошел в Берлине. Одним из творцов триумфа стал кинешемец, отличник физической культуры и спорта Александр Махов, входящий в тренерский штаб команды. Сейчас наш земляк востребованный специалист в области адаптивного спорта, является доктором педагогических наук. Он работает деканом факультета физической культуры Российского государственного социального университета (Москва), является заведующим кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, а также советником президента Сурдлимпийского комитета России и членом Паралимпийского комитета России.
— Этот вид спорта получил развитие в 1986 году в Испании и сейчас является паралимпийской дисциплиной. Его полное международное название мини-футбол 5х5 (В1 — тотально слепые), то есть игроки на 100% лишены зрения, хотя перед матчем им все равно заклеивают глаза пластырем, а поверх еще надевают черные очки. Игра состоит из двух таймов по 20 минут чистого времени. Площадка с двух сторон окружена бортами, а внутри мяча что-то вроде погремушки, на которую и ориентируются футболисты. Кстати, вратари зрячие. Все соревнования среди слепых проходят при публике, но в полной тишине. Болельщикам разрешается хлопать, кричать только в момент, когда мяч вышел из игры.
— Как я сказал, игроки в поле ориентируются по звуку мяча, а также по подсказкам друг друга и командам тренера. За воротами соперника находится специальный ассистент (гайд), который подсказывает атакующей команде, где мяч и как располагаются защитники. Это очень важный участник команды, его специально наигрывают и стараются не менять, потому что игроки привыкают к его голосу. Действия вратарей ограничены небольшой зоной, за пределами которой им нельзя касаться мяча, иначе будет пенальти. В этом году для результативности увеличили размер ворот, поэтому гол в футболе слепых совсем не редкое явление. Наша команда на Чемпионате Европы в основное время забила 18 мячей.
— Какова ваша роль в тренерском штабе сборной команды России?
— Всего в команде должно быть не меньше четырех тренеров, учитывая нозологию футболистов. Слепым спортсменам нужен постоянный подсказ, и во время тренировок, и во время сопровождения в быту. У нас в команде три тренера: главный тренер и два помощника. Есть, конечно, свой врач и массажист. Я больше времени уделяю работе с вратарями. Большой объем работы на сборах направлен на физическую подготовку и совершенствование технико-тактических навыков. Этим занимается весь тренерский штаб.
— Очень просто — получил приглашение от главного тренера Александра Ерастова. Александр Николаевич — очень сильный специалист, долгое время был у руля национальной сурдлимпийской сборной по футболу, которая неоднократно выигрывала крупные международные турниры, включая Сурдлимпийские игры. До приглашения в сборную я судил матчи Чемпионата России среди слепых и глухих. Занимаюсь этим с 2004 года. До этого тренерской деятельностью на международном уровне не занимался. Разве что во время работы в Шуйском государственном педагогическом университете: мы создали спортивный клуб инвалидов, и я тренировал команду слабослышащих по мини-футболу вместе с моим коллегой Александром Корневым, тоже кинешемцем, кстати. Вместе мы развивали голбол (это игра с мячом и воротами, отдаленно напоминающая футбол. Игра была создана после Второй мировой войны для инвалидов, потерявших зрение — прим. ред.) Именно в ШГПУ я начал заниматься изучением адаптивного спорта, написал и защитил докторскую диссертацию по спорту инвалидов. После этого на меня вышли из Российского государственного социального университета, где сейчас и продолжаю трудиться, совмещая судейство и тренерство в сборной.
— Звание сильнейшей команды Европы есть. Что дальше, чемпионат мира?
— Совершенно верно. Наша команда впервые в истории получила право выступить в главном футбольном турнире, и мы уже начали подготовку. Он пройдет в 2018 году в Мадриде.
— В планах борьба за медали?
— Конечно. Других задач не ставим, хотя там будут очень сильные азиатские сборные и, конечно, сборная Бразилии. Главный наш козырь — молодость ведущих футболистов. В составе всего два возрастных игрока. Остальные моложе 25 лет. Между прочим лучшим игроком ЕВРО-2017 признали россиянина Андрея Тихонова, ему в сентябре только 18 лет исполняется. Поэтому все специалисты отмечают огромный потенциал нашего коллектива, который надо развивать. Другая наша цель — попасть на Паралимпиаду 2020 года. Но тут уже все не только от нас зависит. Как разрешится ситуация с допинговым скандалом? Из-за него мы уже пропустили последние паралимпийские игры, хотя отобрались.
— Чествования по случаю вашего триумфа были?
— Пока нет. На полуфинал приезжала президент федерации спорта слепых Лидия Павловна Абрамова. Она также впереди планеты всей. Например, на последней Сурдлимпиаде в Турции Россия завоевала 199 медалей, 85 золотых, а по российским каналам была только бегущая строка. Вот и про наш успех в Берлине очень скудная информация в прессе. Хотя зрительский интерес к турниру большой. На полуфиналах и финале трибуны были забиты под завязку. Билеты стоили по 10-12 евро. Наши болельщики тоже там были.
— Как мы знаем, вы воспитанник кинешемского футбола. Расскажите об этом!
— Как и все мальчишки, я начинал играть во дворе дома, потом во дворе моей родной школы № 16 и на стадионе ДХЗ. Затем попал в юношескую команду «Ротор», потом в «Томну». Мой первый тренер — Анатолий Забавин. Кстати, сейчас мы вместе судим матчи чемпионата России среди глухих. В 1996 году я из юношей перешел во взрослую команду. В том году мы взяли первенство области и кубок, а в финале Кубка области я забил победный гол. Для меня это очень важные страницы жизни, которые я никогда не забуду, и благодарен тем ребятам, с которыми играл. Затем нас тренировали Вячеслав Александрович Малекин и Михаил Леонтьевич Урюпин. Когда поступил в Шуйский университет, стал играть за местный «Спартак-Телеком». Потом снова вернулся в Кинешму, выступал еще год за «Торпедо». А потом ушел в судейство. Тем не менее до сих пор играю на первенстве Ивановской области за команду «Колтекс» (п. Колобово, Шуйский район), в которую пришел тренером в 2001 году после окончания университета. Это первая лига. Не часто, конечно, удается выбраться на игры, так как теперь живу в Москве, но в этом сезоне я сыграл 4 матча.
— И последний вопрос. Почему, на ваш взгляд, наши слепые футболисты способны выиграть Чемпионат Европы, а наша главная сборная страны, где играют абсолютно здоровые спортсмены, везде проваливается?
— Трудно ответить (смеется). Я не могу сказать, что тренеры плохие, или слабая подготовка. С этим у нас все в порядке. Я даже не знаю, чего не хватает. Может патриотизма? В спорте инвалидов нет больших денег. И деньги — это точно не главный мотив для выхода на поле. У инвалидов две основные сферы, в которых они могут себя реализовать — творчество и спорт. Вот они и цепляются до последнего! И, конечно, они живут этим. Что касается патриотизма, мы, например, перед финалом повели ребят по местам нашей боевой славы (Чемпионат Европы проходил в Берлине — прим. ред.). Были у памятника советскому солдату, у Рейхстага, в других местах. Объясняли ребятам, что и в мирное время мы тоже часто защищаем Родину, в данном случае на спортивном объекте. Отсюда и настрой был только на победу. И ведь все получилось!
Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU |
|
Мнение читателей
Алекс - 4 июня, 19:55
Молодцы, ребята! Так держать!добрый - 4 июня, 17:02
пляж без песка.смехдержаваПатриот - 4 июня, 17:00
Особенно жду на фестиваль Францию. Всегда...Ннн - 4 июня, 16:32
Молодцы!!!2222 - 3 июня, 23:38
А 15 летним на дороге вообще место? Они правил...