10 декабря 2024, 20:09 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Культура и история

Открылись новые обстоятельства гибели летчика Сорнева в Кинешме в 1942 году

Открылись новые обстоятельства гибели летчика Сорнева в Кинешме в 1942 году
Их обнаружил в архивах военный пенсионер Владимир Атаманов.

История гибели весной 1942 года в Кинешме летчика, лейтенанта Алексея Сорнева передается из уст в уста уже много лет. История эта основана на воспоминаниях ветерана В.А.Румянцева, который мальчишкой в годы войны был свидетелем тех событий. Именно на его воспоминаниях и описывали обстоятельства гибели летчика, в том числе местные краеведы. И с годами эта история оформилась в официальную версию:


«В тот день, 29 марта 1942 года, над Кинешмой пролетало звено истребителей, возвращавшихся с боевого задания на аэродром близ деревни Салтаниха Кинешемского района. Один из самолетов начал гореть и падать. Машину тянуло в сторону госпиталя, располагавшегося в корпусах больничного городка. Летчик сделал все возможное, чтобы самолет не упал на город и госпиталь – он упал недалеко от больницы. Пилот погиб. Летчик увел падавший над городом самолет в сторону и ценой собственной жизни спас мирных жителей».

В 2009 году по инициативе В.А.Румянцева на здании хирургического корпуса ЦРБ появилась мемориальная доска в память о героическом событии. А затем кинешемцы начали регулярно выходить с инициативой установкой памятный знака на месте гибели летчика и даже предлагать эскизы. Один из инициаторов — военный пенсионер Владимир Атаманов, получив очередной ответ мэрии, он решил выяснить все обстоятельства гибели летчика непосредственно в архивах Министерства обороны. И полученные им сведения, начиная от даты гибели лейтенанта Сорнева, до обстоятельств происшествия существенно отличаются от прежней интерпретации событий. Кинешемец.RU предлагает читателям с ними ознакомиться.


«Поводом для моего обращения в газету в преддверии Дня Победы стал очередной отказ администрации в установке памятного знака на месте гибели летчика 28 ИАП лейтенанта Сорнева А.Д. в 1942 году, учитывая, что могила его на Кинешемском кладбище «Затенки» утеряна. В ответе администрации сказано »… установка памятного знака на месте падения самолета не обоснована».


Для того чтобы доказать обоснованность установки знака, я, кроме изученных сведений в общем доступе в интернете, съездил в архив Министерства обороны в Подольске для ознакомления с подлинниками документов об этом происшествии. 

 

Алексей Сорнев поистине героическая личность и может не погибни он тогда, точно стал бы Героем Советского Союза. За бои в тяжелейшем 41 году он кроме медали награжден орденом Красного Знамени и Орденом Ленина. О нем писали фронтовые газеты. У него насчитывалось 243 боевых вылета, 43 воздушных боя, 5 сбитых немецких самолетов. Без страха он вступал в бой с двадцатью и более самолетами противника. 

 
В Кинешму был направлен в ноябре месяце для переучивания в пилотировании на иностранных самолетах.

В журнале летных происшествий 22 (запасного) истребительного авиационного полка за 29 апреля (а не 29 марта, как считается. — прим. ред.) 1942 года есть запись:

 

«При перегонке самолетов «Белл» («Аэрокобра Р-39») с аэродрома Иванова на аэродром Кинешма командир звена л-нт Сорнев А.Д., распустив звено и выполняя упражнение воздушного боя на высоте 1000 футов увлекся пикированием на 40-45 градусах запоздал, не успел выйти из пике и врезался в землю(дословно). Летчик погиб, самолет разбит полностью»
 

Упоминаний о том, что он спас госпиталь и сотни раненых ни в одном документе нет. Причина происшествия также указана в журнале летных происшествий:

 

«Недоученность летчика, который при вводе самолета в пикирование не контролировал себя приборами, находящимися в кабине. Виновник происшествии — летчик».

 

Какими документами руководствовалась администрация города, принимая решение об установке памятной доски — вопрос.

 

За время нахождения полка в Кинешме с октября 1941 года по середину мая 1942 было три аварии без гибели летчиков и три катастрофы. 

 
25 ноября 1941 года случилось две катастрофы «Харрикейнов» №2690 мл. л-та Чеклина В.И. и №986 мл. л-та Горина. Оба из 287 ИАП. Оба летчика погибли. 
 
Мл. л-т Чеклин. На втором полете по кругу мотор на втором развороте начал давать перебои в работе. Летчик начал разворачиваться на аэродром, но потерял скорость и с высоты 100 метров сорвался в штопор и врезался в землю.
Мл. л-т Горин. При уходе на второй круг, сделал разворот на малой высоте и под углом 50 градусов самолет перешел в пикирование и врезался в землю.

 

«Харрикейн» отвратительный самолет, тяжелый неповоротливый, со слабым вооружением и по свидетельству наших летчиков, легко сваливается в штопор.

 

Сами-то англичане предпочитали «Спитфайер». Как собственно и американцы избавились от «Аэрокобр», сплавив их в Англию, а те в СССР. Ну а нам выбирать тогда не приходилось.

 

В архиве много документов о повседневной жизни и боевой подготовке полка. Командир полковник Шумов И.И. оправдывал свою фамилию, хотя человеком был беззлобным. Он дослужился до генерала и после войны руководил аэропортом Шереметьево в Москве. 

 
Такой полк был единственным в стране, летчики прибывали с фронта, а авиамеханики, как правило, с учебных подразделений. По книге постановки на довольствие команды насчитывали 100 и более человек. Полк отводился с фронта полностью, а реально там оставалось 5-7 человек пилотов, проводилось укомплектование и личным составом и техникой. Только «Аэорокобр» было принято и отправлено на фронт 247 единиц.

 

Требования были очень жесткими так при сдаче зачетов из каждых семи летчиков сдавал только один. Такие же требования были к инструкторам и преподавателям, которые постоянно писали рапорты об отправке на фронт и добивались своего. Так, четверо инструкторов полка стали Героями Советского Союза и одним из них был Грязнов Кирилл Васильевич, уроженец Савинского района, Ивановской области. 

 

В приказах по части встречается и такое: «летчики лихачили друг перед другом задев крыльями», «летали низко над головами работающих в поле женщин из Кинешмы, пугая их», «катал техника на хвосте самолета на рулежке», «уехали на танцы в Кинешму на служебной машине», «всем пять суток ареста». Шумов держал полк в железных рукавицах, как говорили, но тут был снисходителен — знал, что завтра эти 20-летние нарушители поедут в бой. А вот украл солдат из охраны талоны на питание у летчиков — тут же в кинешемский военкомат и в действующую армию. 

 
С 10 апреля 1942 года было организовано постоянное боевое дежурство на аэродроме двух «Харрикейнов». Немцы уже бомбили Горький, а их самолеты-разведчики фотографировали Кинешму.
 

7 апреля из Кинешмы в Иваново ушел штаб полка, а к середине мая все подразделения. На этом история полка в Кинешме закончилась. Вероятно возросшие масштабы подготовки аэродром уже не обеспечивал.

 

Всего были укомплектованы, обучены и отправлены на фронт десятки полков, но конкретно из Кинешмы я нашел только два. Многие летчики, как например, 180 ИАП закончив обучение на «Харрикейнах», после месяца боев снова приезжали переучиваться, но уже в Иваново на «Аэрокобры». 

 

Я знаю, что после войны многие приезжали в Кинешму: кто-то к своим старым знакомым как Амет хан Султан дважды герой Советского Союза, а кто-то к своим подругам кинешемским. 

 

Вот далеко не все, что мне удалось узнать в архиве. Жаль, что ни одну из могил летчиков, как память о тех событиях нам не удалось сохранить.

 

Согласно мировой практике памятные знаки ставят не в точке падения, а на месте падения самолета и гибели людей. По воспоминаниям очевидцев был там когда-то памятник из белого кирпича, но теперь нет и его. В свое время администрацией города было принято решение восстановить памятник, даже был составлен эскиз, но до реализации дело так и не дошло. А жаль".

Аэрофотоснимок аэродрома Кинешмы с немецкого самолета-разведчика


Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

6 мая 2021, 17:27
Рубрика Рубрика: Культура и история
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 6277

Выбор редакции: