История гибели весной 1942 года в Кинешме летчика, лейтенанта Алексея Сорнева передается из уст в уста уже много лет. История эта основана на воспоминаниях ветерана В.А.Румянцева, который мальчишкой в годы войны был свидетелем тех событий. Именно на его воспоминаниях и описывали обстоятельства гибели летчика, в том числе местные краеведы. И с годами эта история оформилась в официальную версию:
«В тот день, 29 марта 1942 года, над Кинешмой пролетало звено истребителей, возвращавшихся с боевого задания на аэродром близ деревни Салтаниха Кинешемского района. Один из самолетов начал гореть и падать. Машину тянуло в сторону госпиталя, располагавшегося в корпусах больничного городка. Летчик сделал все возможное, чтобы самолет не упал на город и госпиталь – он упал недалеко от больницы. Пилот погиб. Летчик увел падавший над городом самолет в сторону и ценой собственной жизни спас мирных жителей».
В 2009 году по инициативе В.А.Румянцева на здании хирургического корпуса ЦРБ появилась мемориальная доска в память о героическом событии. А затем кинешемцы начали регулярно выходить с инициативой установкой памятный знака на месте гибели летчика и даже предлагать эскизы. Один из инициаторов — военный пенсионер Владимир Атаманов, получив очередной ответ мэрии, он решил выяснить все обстоятельства гибели летчика непосредственно в архивах Министерства обороны. И полученные им сведения, начиная от даты гибели лейтенанта Сорнева, до обстоятельств происшествия существенно отличаются от прежней интерпретации событий. Кинешемец.RU предлагает читателям с ними ознакомиться.
«Поводом для моего обращения в газету в преддверии Дня Победы стал очередной отказ администрации в установке памятного знака на месте гибели летчика 28 ИАП лейтенанта Сорнева А.Д. в 1942 году, учитывая, что могила его на Кинешемском кладбище «Затенки» утеряна. В ответе администрации сказано »… установка памятного знака на месте падения самолета не обоснована».
Для того чтобы доказать обоснованность установки знака, я, кроме изученных сведений в общем доступе в интернете, съездил в архив Министерства обороны в Подольске для ознакомления с подлинниками документов об этом происшествии.
Алексей Сорнев поистине героическая личность и может не погибни он тогда, точно стал бы Героем Советского Союза. За бои в тяжелейшем 41 году он кроме медали награжден орденом Красного Знамени и Орденом Ленина. О нем писали фронтовые газеты. У него насчитывалось 243 боевых вылета, 43 воздушных боя, 5 сбитых немецких самолетов. Без страха он вступал в бой с двадцатью и более самолетами противника.
В журнале летных происшествий 22 (запасного) истребительного авиационного полка за 29 апреля (а не 29 марта, как считается. — прим. ред.) 1942 года есть запись:
«При перегонке самолетов «Белл» («Аэрокобра Р-39») с аэродрома Иванова на аэродром Кинешма командир звена л-нт Сорнев А.Д., распустив звено и выполняя упражнение воздушного боя на высоте 1000 футов увлекся пикированием на 40-45 градусах запоздал, не успел выйти из пике и врезался в землю(дословно). Летчик погиб, самолет разбит полностью».
Упоминаний о том, что он спас госпиталь и сотни раненых ни в одном документе нет. Причина происшествия также указана в журнале летных происшествий:
«Недоученность летчика, который при вводе самолета в пикирование не контролировал себя приборами, находящимися в кабине. Виновник происшествии — летчик».
Какими документами руководствовалась администрация города, принимая решение об установке памятной доски — вопрос.
За время нахождения полка в Кинешме с октября 1941 года по середину мая 1942 было три аварии без гибели летчиков и три катастрофы.
«Харрикейн» отвратительный самолет, тяжелый неповоротливый, со слабым вооружением и по свидетельству наших летчиков, легко сваливается в штопор.
Сами-то англичане предпочитали «Спитфайер». Как собственно и американцы избавились от «Аэрокобр», сплавив их в Англию, а те в СССР. Ну а нам выбирать тогда не приходилось.
В архиве много документов о повседневной жизни и боевой подготовке полка. Командир полковник Шумов И.И. оправдывал свою фамилию, хотя человеком был беззлобным. Он дослужился до генерала и после войны руководил аэропортом Шереметьево в Москве.
Требования были очень жесткими так при сдаче зачетов из каждых семи летчиков сдавал только один. Такие же требования были к инструкторам и преподавателям, которые постоянно писали рапорты об отправке на фронт и добивались своего. Так, четверо инструкторов полка стали Героями Советского Союза и одним из них был Грязнов Кирилл Васильевич, уроженец Савинского района, Ивановской области.
В приказах по части встречается и такое: «летчики лихачили друг перед другом задев крыльями», «летали низко над головами работающих в поле женщин из Кинешмы, пугая их», «катал техника на хвосте самолета на рулежке», «уехали на танцы в Кинешму на служебной машине», «всем пять суток ареста». Шумов держал полк в железных рукавицах, как говорили, но тут был снисходителен — знал, что завтра эти 20-летние нарушители поедут в бой. А вот украл солдат из охраны талоны на питание у летчиков — тут же в кинешемский военкомат и в действующую армию.
7 апреля из Кинешмы в Иваново ушел штаб полка, а к середине мая все подразделения. На этом история полка в Кинешме закончилась. Вероятно возросшие масштабы подготовки аэродром уже не обеспечивал.
Всего были укомплектованы, обучены и отправлены на фронт десятки полков, но конкретно из Кинешмы я нашел только два. Многие летчики, как например, 180 ИАП закончив обучение на «Харрикейнах», после месяца боев снова приезжали переучиваться, но уже в Иваново на «Аэрокобры».
Я знаю, что после войны многие приезжали в Кинешму: кто-то к своим старым знакомым как Амет хан Султан дважды герой Советского Союза, а кто-то к своим подругам кинешемским.
Вот далеко не все, что мне удалось узнать в архиве. Жаль, что ни одну из могил летчиков, как память о тех событиях нам не удалось сохранить.
Согласно мировой практике памятные знаки ставят не в точке падения, а на месте падения самолета и гибели людей. По воспоминаниям очевидцев был там когда-то памятник из белого кирпича, но теперь нет и его. В свое время администрацией города было принято решение восстановить памятник, даже был составлен эскиз, но до реализации дело так и не дошло. А жаль".
Аэрофотоснимок аэродрома Кинешмы с немецкого самолета-разведчика
Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU |
Рубрика: Культура и история
Автор: Кинешемец.RU
Версия для печати
Просмотров: 6000
|
|
|
Все мы люди - 9 мая 2021 в 20:37
Вряд-ли бы при такой оценке аварии описали в тех официальных документах попытку спасти жителей города летчиком. Сам факт падения самолёта и боегого летчика уже негатив на репутации кого-то в любое время! - причин же аварии кроме указанной могло быть много. Я тоже же слышал про попытку летчика отвести самолёт и даже про стрельбу по ним из автомата из оврага когда они низко над крышами домов пролетали из хулиганских побуждений по молодости. Стрельбу списали на дезертиров , как и ограбление войского продовольственного склада с убийством часового. Аэродром говорили охранял броневичек и объезжая территорию подавил немало куриц. Это рассказывали люди которые были подростками в то время. Несколько самолётов привозили вроде даже на баржах для сборки съесь. Думаю что воспоминания свидетелей не менее важны скупых документов. Цитироватьпессимист - 8 мая 2021 в 15:01
Небольшой городок Кинешма , где всё на виду и не особо скроешь что то , где есть люди фиксирующие исторические события , да и просто городскую жизнь и вдруг это . И поневоле задаёшься вопросом , так что же есть история , то что нам навязывают или что то иное . А ведь прошло столько лет . Цитироватьzet - 7 мая 2021 в 20:35
https://vkm/tosazlk?w=wall60101069640%2fall Цитироватьпессимист - 7 мая 2021 в 17:16
Как же много у нас тайн . недоговорённостей и сокрытий всего того что мы же и обязаны знать . С прошлого века ничего совершенно не меняется . Цитировать8735 - 7 мая 2021 в 16:59
Мне рассказывали родители (очевидцы) Самолет пролетел очеь низко в районе ул 1 Нагорная почти задев крыши и упал между забором кол сада и главным ккорпусом больницы метрахв 50-100 от здания задев крышу сторожки. В 50-е -начало 60-х годов эта сторожкаа стояла и мне говорили что ее задел упавший самолет. Цитироватьцукер - 7 мая 2021 в 10:47
Цитата:При взрыве блока в Чернобыле виноватыми сделали операторов станции.
Ошибка ли пилота?
операторы тогда проводили испытания и спешили домой в Харьков на майские праздники успеть. А уж потом при разборе аварии вскрылись конструкторские просчеты
В Чернобыле проблема была заложена в конструкции реактора. Операторы ничего не смогли сделать, стержни успокоения реакции просто не вошли в свои гнезда. Произошел разгон, перегрев и взрыв. Конструктор реактора об этой проблеме написал в письме директору станции, задолго до взрыва, но он его проигнорировал.
Так и в самолете могла быть поломка, проблема; потому он и разбился.
ЦитироватьВсе мы люди - 7 мая 2021 в 00:23
Как выглядели те самолёты - Музей авиации «Крылья Победы». Уникальная коллекция отечественных и зарубежных самолетов 1930 – 1940-х гг это в Верхней Пышме на Урале
ЦитироватьВсе мы люди - 6 мая 2021 в 23:48
Цитата:При взрыве блока в Чернобыле виноватыми сделали операторов станции.
Ошибка ли пилота?
операторы тогда проводили испытания и спешили домой в Харьков на майские праздники успеть. А уж потом при разборе аварии вскрылись конструкторские просчеты
zet - 6 мая 2021 в 22:51
https://m.vkm/video601010696456239028?st=7be68199178cbc5341&from=wall60101069640 Цитироватьzet - 6 мая 2021 в 22:49
Цитата:При взрыве блока в Чернобыле виноватыми сделали операторов станции.
Ошибка ли пилота?