1 января 2025, 22:00 |

ПОДПИШИСЬ:

РЕЙТИНГ МАТЕРИАЛОВ ЗА НЕДЕЛЮ

Читаемое

Обсуждаемое

Мнение читателей




Общество и жизнь

Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х

Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х
Андрей Комаровский один из тех, кто писал и продавал на рынке музыкальную продукцию.
В начале 90-х на смену умирающему винилу пришли новые музыкальные носители — аудиокассеты. Спрос на них был невероятен. Тогда даже семьи со скромным достатком обзаводились, выражаясь сленгом тех лет, недорогими «мафонами», а домашние музыкальные коллекции быстро обрастали пленками с Аленой Апиной, «Ласковым маем», «Миражом», «Кар Мэн»… Новые музыкальные коллективы, косившие под западных звезд, рождались с невероятной скоростью и действительно звучали из каждого утюга и настежь распахнутых окон… Это сейчас любую музыку найдешь в интернете, а 30 лет назад за ней шли к дядькам на центральный рынок, которых в народе прозвали «пиратами».

В Кинешме кассетами торговали возле универмага «Юбилейный». Именно здесь, каждое утро раскладывались «кассетчики», по ночам писавшие самиздатовские альбомы прямо у себя дома. Таким был Андрей Комаровский — он один из первых в городе попал на доходное место. 

Кинешемец.RU предложил понастальгировать и вспомнить, как вставал на ноги, а потом и ушел в небытие кинешемский аудиорынок с пиратской продукцией. Это была непродолжительная, но яркая эпоха, сохранившая в памяти много интересных баек...

Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х фото 2
— Андрей, с чего все начиналось?
— Как ни странно, но на «музыкальный рынок» я попал продавцом еще бывшего в ходу винила. Нас было двое, кто им торговал в Кинешме. Стояли на улице, товар прямо на простыне раскладывали. А получилось как? Первые пластинки на продажу купил на отпускные супруги. Ей ничего не сказал и поехал в Иваново. Нашел там магазин с фирменными американскими пластинками и на все деньги приобрел около 50 штук. В Кинешме их раскупили в течение часа по тройной цене. Я сам обалдел. В этот же день я снова махнул в Иваново и закупился на всю выручку. Товар уходил влет, потому что единственный магазин в городе, торговавший пластинками к тому времени — «Экран» на улице Островского — перестал их возить. 

— До того, как ушли в этот бизнес, где работали? 
— А я в него никогда полностью и не уходил. Я же страшным меломаном был. Слушал много, читал журналы, как сейчас говорят, был в теме… С покупателями легко общаться было, знал, что посоветовать, чтоб не разочаровать. Вот и совмещал приятное с полезным. Это были 1991-й или 1992-й год. Я тогда трудился штатным корреспондентом в газете «Приволсжкая Правда». Умудрялся и там и там успевать.

— Давайте теперь к аудиокассетам перейдем...
— Сначала хочу вспомнить, как у меня появились первые магнитофоны. У нас дома было 3 ваучера. А куда их девать? Я понял, что все эти «МММ» и «Хопры» — чистое мошенничество! Я поехал в Москву, там ваучеры продал и купил три советские кассетные «Яузы». Сначала записывал с кассеты на кассету для себя, друзей, начал немного приторговывать, а потом дело пошло и, так сказать, процесс был поставлен на поток. В первый раз за чистыми кассетами я поехал на московскую студию «Союз», купил сразу 600 штук. Скажу, что работа была творческой. Я не только занимался копированием, а составлял собственные сборники какого-нибудь популярного исполнителя и придумывал хлесткие названия.
Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х фото 3
— Например?
— Обычно в название выносил хит, который был у всех на слуху. Люди сразу на это велись. Например, у певицы Сенчуковой была популярна песня «Доктор Петров». Вот я и писал на обложке: «Сенчукова. Доктор Петров». Такого альбома не было в природе, а в Кинешме он продавался и очень хорошо. Или вот еще забавная история. Каждый день по кинешемскому радио крутили песню «Синее море» Татьяны Булановой. На аудионосителях и виниле она мне не попадалась, а хотелось. Прихожу на радио и прошу ее записать. Сначала отказали, но узнав, что я готов заплатить 25 рублей, все сделали. Так в Кинешме появился альбом Татьяны Булановой «Синее море». Разумеется, первой в сборнике шла эта композиция, а потом все остальные, не такие популярные. Но зачастую люди покупали кассету ради одной песни. Просто надо было знать, что выносить в название самиздатовского альбома. Бывало я шел и другим путем. Писал с телевизора на видеомагнитофон, а потом переписывал звуковую дорожку на аудио. После чистки шумов качество было отменное. Мало чем отличалось от фирменной кассеты. Помните, был такой телевизионный проект «Старые песни о главном»? Вот с ним у меня связаны приятные воспоминания…

— Давайте поподробнее…
— Первый выпуск в новогоднюю ночь смотрела вся страна. Я же целиком записал программу на видео, а потом нарезал песни на аудио. Весь день 1 января я занимался тиражированием кассет на семи магнитофонах, а уже 2 января вышел на рынок с аудиоверсией «Старых песен...», чем вызвал небывалый ажиотаж у покупателей, не понимавших, от куда у меня кассета, если только вчера это показали по телевизору. Поднял я тогда солидный куш…
Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х фото 4

— Вы как и все стояли у универмага?

— Да. У меня было самое коронное место, при входе в универмаг под навесом. Тогда постоянно торговало человек 10-12, не более. Потихоньку, раскрутились все и писали все сами тоже.


— Расскажите, как проходил этот процесс?
— Я стоял на рынке, а дочь в это время записывала новые кассеты. Было время, у нас в квартире стояло 25 магнитофонов. За энергию я платил много, крутили с утра до вечера! Выработка была до 200 кассет в день, но продавали гораздо меньше. В предпраздничные дни у лотка очередь выстраивалась, как за хлебом. Разумеется, износ у техники был большой. И она часто ломалась. В Кинешме жил мастер, к которому обращались все кассетчики. Даже помню его имя — Виктор Кротов, он уже умер, к сожалению. Каждый день к нему кто-нибудь приходил, он любую поломку исправлял. После его ремонта техника работала лучше новой. 

— А обложки как делали?
— Я же фотографиями занимался еще. Так для кассетных вкладышей переснимал фото с журналов или других кассет, потом печатал. В то время у меня одного, по-моему, кассеты с картинками на обложках были. Это уже другой товарный вид.

— Что кинешемцы слушали тогда?
— Отечественная «попса» 90-х пользовалась фантастическим спросом. Ее слушали все! Даже зарубежные звезды не вызывали такого ажиотажа. «Modern Talking» уже отошли тогда. Зато «Ace of Base» были на пике популярности, разбирали моментально, не успевал штамповать. Бывало шлешь весточку домой, что закончился тот или иной исполнитель, а люди спрашивают. Сразу включались магнитофоны, начиналась запись и в тот же день я их сразу сбывал, словно горячие пирожки… Из иностранных хорошо расходились сборники с итальянским «диско». В невероятную моду тогда вошел шансон. Это что-то исключительное. И стиль техно, конечно. Там просто мега хиты были. Русский рок не очень шел. Может быть только «Сектор газа» и «Гражданская оборона» расходились быстро. Была еще такая группа «Красная Плесень», тоже с нецензурной лексикой. Хорошо ее брали… Кстати, если какая-то кассета залеживалась, просто переписывал ее на более популярного исполнителя и менял вкладыш. На качестве это не сказывалось.
Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х фото 5
— 90-е годы — это не только рассвет аудио и видеопиратства, но и бандитизма. Рэкет тогда крепко стоял на ногах. Проблем с «крышей» не было?
— Ну, а куда без этого. С нас тоже дань собирали, но не скажу, что доили по-крупному. По сравнению с нашими доходами, это копейки были. Легче было заплатить и спокойно торговать, чем вступать с ними в конфликт. Ну, мы же к тому времени, уже все знали друг друга. Доходило до смешного порой. Как-то зимой я подзамерз на рынке и решил остограмиться в кафе, которое находилось тогда напротив книжного магазина на улице Ленина. И как раз эти ребята из «мафии» подошли. Я попросил их за меня постоять полчасика, а сам побежал греться… Они не отказали, ребята нормальные, адекватные были. Ну я и завис там, долго меня не было. Возвращаюсь, а они мне пачку денег отдают — наторговали. Ни копейки себе сами не присвоили, ну я их отблагодарил, конечно, поделился. Таких баек с рынка у меня не один десяток, но к нашему разговору они не особо клеятся...

— Очень интересно, давайте еще парочку…
— Хорошо… Однажды, стою за лотком, мужик ко мне незнакомый подходит и предлагает купить удава. Я оторопел, не понял сначала, что ему нужно. А он открывает сумку, а там действительно живой удав. А еще было, что предлагали автомат Калашникова купить. Жизнь кинешемского рынка в то время, это просто кладезь всяких историй. Чего там только не было. Я же и в газете продолжал работать. И к нам на рынок все новости города стекались. С людьми то постоянно приходилось общаться, про такие вещи узнавал… Самое интересное сразу в блокнот записывал, потом что-то и в газете публиковал. Вот еще интересный случай. Заметил как-то я, что рядом с моим лотком один и тот же парень все время стоит. Приходит и музыку слушает, у нас же у всех магнитофоны тогда играли. И так несколько дней в одно и то же время. У нас с ним общение не долгое завязалось. Оказалось, что он был щипачем, гастролером. По поездам промышлял, не местный. Мне жутко интересно стало, и я попросил его на мне продемонстрировать свои способности. От отшутился тогда и я быстро забыл о своей просьбе. А потом обнаружил, что с руки часы  пропали. Он стоит, ухмыляется, часики в руке вертит. Каким образом он их с меня снял, ума не приложу.
Кинешемский аудиопират: ностальгия по бизнесу 90-х фото 6
— Ну а с полицией проблем не было, ведь вы занимались самым настоящим «пиратством»?
— Года два нас никто не трогал, но потом началась псевдоборьба за авторские права, законы появились. И нашу шаражку решили прикрыть. Помню, всех кассетчиков собрали в кинотеатре «Пассаж». Перед нами с речью выступил зав.отделом культуры Михаил Майковский, постановление зачитал. Потом нас отправили в законодательное собрание Ивановской области за лицензией на право торговли аудиопродукцией. Но не помогло. За нас милиция взялась и очень круто. В один прекрасный день пошел слух, что грядет облава с конфискацией. Начали срочно избавляться от кассет, а их у нас тысячи были. Распродавали за бесценок — 5 кассет шли по цене одной. Народ был счастлив, пачками брали. После этого наш бизнес пошел на спад — кассетный самиздат умер. На рынок пришла уже более цивилизованная продукция, та же пиратская, но в красивой обложке. Уже не зачем было писать по ночам кассеты, проще было закупиться на оптовой базе. Стали появляться первые СД-диски. И эра кассетных носителей окончательно ушла, как когда-то ушла эпоха винила. Я тогда еще заметку в «Приволжскую правду» написал под названием «Остановили музыку». У меня до сих пор в сарае несколько сотен валяется. Кому они теперь нужны...

— Разбогатеть то успели на этом деле?

— Да не сказал, бы! Но жил безбедно. Капитал скопить не удалось, правда. Хотя, я был всегда на шаг впереди своих коллег по рынку. Вот, например, одно время я применял хитрый маркетинговый ход, о нем никто не знал. В газете у меня полоса была музыкальная, на которой я печатал хит-парад популярных альбомов и сборников. Хорошо же знал, что люди берут. И на первые места я включал свои самиздатовские сборники. После выхода газеты, спрос на них резко возрастал, народ подходил, спрашивал. А ни у кого, кроме меня этих сборников же не было… Тираж у газеты тогда 36 тысяч был, весь город читал. Какое-то время мне это очень помогало. Дело шло. Кстати, какой-то злой конкуренции на рынке не было, работали очень дружно. На дни рождения складывались, подарки друг другу покупали, отмечали. Некоторые из тех, кто со мной стоял и остался в бизнесе, сейчас неплохо поднялись. Я же не стал продолжать. Попробовал с дисками, не пошло у меня…


Кинешма Телеграм Кинешемец.RU Читай и комментируй в телеграм-канале Кинешемец.RU

15 августа 2018, 18:30
Рубрика Рубрика: Общество и жизнь
Автор:
Версия для печати
Просмотров: 9654

Выбор редакции: