Об итогах года уходящего и планах на будущее рассказала директор театра Наталья Суркова.
О том, каким был уходящий 2023 год для Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского в интервью директора Натальи Сурковой
— Подходит к концу еще один театральный год. Что можно отметить, как наиболее яркие моменты?
— Уходящий год, как всегда, был интересным. Если говорить о плановых показателях, то они не просто выполнены, но и перевыполнены. Мы активно работали по Пушкинской карте, это хорошая совместная работа с городским управлением образования и директорами кинешемских колледжей. Наша труппа пополнилась новыми талантливыми артистами. Очень насыщенной была и творческая составляющая работы театра. Мы выпустили, на мой взгляд, четыре очень серьезных премьерных спектакля, которые заслуживают внимания и зрителей, и критиков. Это «Старик» по пьесе Максима Горького, это мюзикл «Кто ты, Мария Климова?», это историческая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Буквально в начале декабря на малой сцене мы выпустили премьеру спектакля «Пиковая дама».
Этот год был ознаменован 200-летним юбилеем Александра Николаевича Островского. Примечательно то, что именно в нашем театре открывался Год Островского, к нам приезжала заместитель министра культуры Алла Манилова. Мы принимали участие в торжествах в Малом театре, где показывали спектакль «Снегурочка». 23 декабря мы будем закрывать Год Островского, опять же спектаклем по его пьесе «На бойком месте». Это будет мощное мероприятие, потому что Островский – наш бренд, Островский – это наши традиции, это драматург, вокруг творчества которого строится вся работа нашего театра.
— И так о премьерах. Мюзикл «Кто ты, Мария Климова?», без ложной скромности, взорвал кинешемскую и не только публику. Как решились на постановку?
— Такая же ситуация была у нас в свое время «Юноной и Авось». Когда мы решили поставить рок-оперу, никто в это не верил. Тем не менее, была проделана колоссальная работа, и все благодаря режиссеру Ивану Соловову, хормейстеру Светлане Фокиной. Мы даже создали свою музыкальную группу, музыка в спектакле звучала вживую. Это была бомба – и для кинешемских зрителей, и для других регионов, мы были со спектаклем на гастролях. Я считаю, что именно с этого спектакля и началось возрождение кинешемского театра и его узнаваемость.
Решено было повторить успех, поскольку рок-оперу по ряду объективных причин мы, к сожалению, не можем восстановить. Мюзикл по известной песне про Мурку сидел у меня в голове давно. И вот в театре появился режиссер Игорь Меркулов, который ставит как раз музыкальные спектакли. Он посмотрел на известном сайте-видеохостинге «Юнону и Авось», был очень удивлен тем, что в маленьком городском театре есть такие голоса. Он предложил поставить музыкальный спектакль. Я показала ему пьесу про Мурку, но она была драматическая. Решили попробовать ставить мюзикл. Игорь сам написал либретто. Меркулов – уникальный режиссер. Спектакль не вышел слишком дорогим – всю сценографию сделали из подбора. Все костюмы взяли из подбора, оказывается, в наших закромах столько всего нужного. Захотела участвовать в мюзикле наша детская театральная студия, сразу для них был танец поставлен. Много раздумий было, проб, репетиций. Да, признаюсь, я очень сомневалась, как и в «Юноне и Авось», сомневались даже самые преданные почитатели нашего театра. Но результат превзошел все ожидания. Спектакль пользуется огромной популярностью и всегда проходит при полном аншлаге. Его можно смело считать еще одним брендом нашего театра.
— Еще одна премьера – «Старик» по Горькому. Горького ведь не ставили в театре достаточно давно?
— Да. В 90-е годы мы ставили «Вассу Железнову», и на этом все, Горького на нашей сцене не было. Причем долго думали – кто сыграет эту роль. И режиссер из Ярославля Александр Орлов пригласил народного артиста России Виталия Стужева. Он блестяще сыграл, просто украсил спектакль. В наступающем году мы обязательно продолжим его играть.
— Спектакль «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» нашел не просто отклик в сердцах и умах. В чем его привлекательность, на Ваш взгляд?
— Чтобы поставить такой глубокий, по сути, спектакль, нужен режиссер, который сам цельная, патриотическая натура. Непатриот такой спектакль не поставит. Такой режиссер нашелся. Евгений Ланцов переработал историческую хронику Островского для постановки. В спектакле занята вся труппа театра, которая еще и поет. Отличную музыку к спектаклю написал композитор Евгений Габов. На первом премьерном показе зрители выходили из зала со слезами на глазах. Потому что первая ассоциация — с сегодняшними событиями. Этим спектаклем мы еще и выражаем свои позицию по отношению к событиям, происходящим сейчас на Украине. Вот уже второй год подряд мы объявляем и проводим акции по сбору средств для военнослужащих, участников СВО. И зрители активно откликаются на наш призыв.
— Вы упомянули «Пиковую даму»…
— Следующий год объявлен Президентом нашей страны Годом Александра Сергеевича Пушкина. А до учащихся надо доходчиво, я подчеркиваю, доходчиво донести хотя бы одно произведение Пушкина. Любой спектакль – это событийный ряд. А нам нужно, чтобы подрастающее поколение услышало великое пушкинское слово. И опять мы нашли режиссера, она блестяще сумела это сделать, это Наталья Тимофеева. Мы остановили свой выбор на «Пиковой даме», это было предложение Натальи Михайловны. И снова сомнения — как три актера смогут пересказать и сыграть всех действующих лиц произведения? Но получилось ярко, спектакль пользуется спросом и у взрослой публики.
— В этом году театр провел сразу два театральных фестиваля – русской классической драматургии «Горячее сердце» и камерных театральных форм «Островский Fest». Где находите силы для организации таких масштабных проектов?
— Скажу честно: проводить два фестиваля в год – это не просто сложно, это архисложно. Нагрузка на театр колоссальная. Спасибо губернатору Ивановской области Станиславу Воскресенскому, который поддерживает нас финансово на проведение таких масштабных мероприятий. В этом году фестиваль «Горячее сердце» был посвящен Островскому, были только спектакли по пьесам драматурга. К нам приехали такие театры, как «Сатирикон», московские театры «Сфера», «Школа драматического искусства», театр им. Маяковского. Был на высоте и «Островский Fest». Это тяжело, но именно эти фестивали и делают имидж нашему театру. И когда я приезжаю на какие-то театральные форумы, фестивали, совещания, мне приятно слышать – да, мы знаем о вашем театре, мы читаем о вас, мы видим вас. Наш театр на слуху, и это замечательно.
— Труппа театра в этом году обогатилась сразу тремя новыми молодыми актерами. Они практически сразу были введены в спектакли, играют, что называется, не в массовке, а главные роли.
— Вы знаете, пришли очень талантливые артисты – Никита Банников, Эдвард Кароян, Елена Джалолова. Они учились вместе с нашей актрисой Тамилой Каримовой. Мы вообще приглашали двоих артистов, а приехали три. Но меня попросили: Наталья Викторовна, берите всех, не пожалеете. И действительно, не жалеем. Эдвард прекрасно сыграл Германна в «Пиковой даме». Елена отлично сыграла Лизоньку «Пиковой даме», а Никита замечательно раскрыл свой талант в водевиле «Беда от нежного сердца». Я увидела, что ребята действительно талантливые, они очень хорошо вошли в состав нашей труппы.
— Для любого театра важной составляющей являются гастроли. И наш театра не исключение. Какие выезды были, на Ваш взгляд, самыми интересными?
— В этом году мы попали в проект «Большие гастроли» вместе с Нижним Тагилом. Мы ездили со своими спектаклями туда, а Тагил выступал на нашей сцене. Но мы не ждем предложений о гастролях, дадут нам денег на Большие гастроли или нет, мы организуем их сами. В прошлом году мы сотрудничали с Арзамасом и Кимрами. В этом году – с Великими Луками, с Йошкар-Олой. То есть, с теми театрами, где мы бываем, мы заключаем «договор дружбы на века», если можно так сказать. И все гастроли проходят тепло и результативно.
— Вопрос банальный, и тем не менее. Ваши творческие планы?
— Следующий год, как я уже говорила, это Год А.С. Пушкина. Мы посвятим его поэту и его наследию. У нас уже есть спектакль «Мой Пушкин», мы поставили его два года назад для юных зрителей. Им мы будем открывать Год Пушкина в феврале. Спектакль будет доступен по Пушкинской карте, нужно, чтобы все учащиеся наших школ, начиная, я думаю, с пятого класса, посмотрели его.
У нас есть спектакль «Маленькие трагедии», его мы тоже будем показывать в течение всего года. В прошлом году был поставлен спектакль «Метель», теперь появилась и «Пиковая дама».
И «Островский Fest» мы тоже планируем посвятить Пушкину. Кстати, VI «Островский Fest» обязательно будет, афиша уже практически сформирована.
В 2024 году мы продолжим удивлять наших зрителей. В мае мы возобновим проведение фестиваля «Здравствуй, сказка!», который не проходил по вполне понятным причинам, покажем все наши лучшие сказки и посвятим его Году семьи.
С режиссером Игорем Меркуловым мы решили поставить «Мастера и Маргариту». Премьера спектакля состоится в День города. Когда он работал с нашей труппой, он прямо сказал – у вас есть все герои. В этом произведении очень много сюжетных линий. Мы думаем, что возьмем в качестве основной Мастера и Маргариту, которую, как правило, не раскрывает ни одна антреприза, все уходят в дьвольщину. А мы, наоборот, постараемся уйти от нее, а рассказать о любви. Ну, а как у нас это получится – судить зрителям.
Мнение читателей
Алекс - 4 июня, 19:55
Молодцы, ребята! Так держать!добрый - 4 июня, 17:02
пляж без песка.смехдержаваПатриот - 4 июня, 17:00
Особенно жду на фестиваль Францию. Всегда...Ннн - 4 июня, 16:32
Молодцы!!!2222 - 3 июня, 23:38
А 15 летним на дороге вообще место? Они правил...